Когда зазвучала музыка Франца Генриха Кристофа Мейера, между Ганновером 1740-го и Петрозаводском 2010-го протянулась живая связь времён.
Музыкальная пьеса в семи частях
Ничто не напоминает так прошлого, как музыка;
она не только напоминает его, но вызывает его, и,
подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется,
окутанное таинственной и меланхолической дымкой.
А. Сталь
Пролог
Моему сыну 24. Из них девятнадцать лет он занимается музыкой — школа, училище, консерватория. Пианист. Среди врождённого — изначально правильная установка кисти, умение легко читать с листа, артистизм, лёгкость импровизации и особая красота звука. Успешный концертмейстер, чуткий ансамблист. Многие годы изучая историю семьи, не могла обнаружить ничего музыкального. Кроме военных, врачей, юристов, финансистов, учителей нашлись журналисты, поэты, артисты и художники. Музыкантов ни одного. И потому непонятно было — откуда же это в нём.
Часть первая. Шахматная
Шахматный композитор Фридрих Амелунг
Только недавно я наконец смогла подступиться к своим немецким корням.
В статье о четвероюродном прапрадеде Фридрихе Людвиге Балтазаре Амелунге глаза выхватили слово «композитор». Неужели? Оказалось, он действительно был им, только шахматным, человеком, составляющим шахматные композиции. Написал много задач и этюдов, особый вклад внёс в теорию эндшпиля.
А его дед, Карл Филипп Амелунг, мой двоюродный четырежды прадед, кроме того что был успешным зеркально-стекольным фабрикантом, в период с 1790 по 1817 годы считался сильнейшим игроком Санкт-Петербурга и всей Прибалтики. Известно, что он был вызван для игры к Григорию Потёмкину, о котором Державин писал: «Одной рукой он в шахматы играет. Другой рукою он народы покоряет. Одной ногой разит он друга и врага, другою топчет он вселенны берега». Родная сестра Карла, Элиза Амелунг-Кёлер, переехав на жительство в немецкий город Майнц, заняла там заметное положение в качестве шахматистки.
Прижизненное издание труда Фридриха Амелунга
С 1889 по 1902 годы Фридрих Карлович Амелунг издавал шахматный альманах Baltische Schachblätter, который содержал ценные материалы о развитии шахмат в Прибалтике от средних веков до начала ХХ века. Он был одним из создателей и руководителей «Прибалтийского шахматного союза». Сам успешно играл с европейскими мастерами, победил в Берлине одного их сильнейших шахматистов Европы Андерсена. Ему принадлежит заслуга воспитания ряда молодых прибалтийских шахматистов, в частности его учениками были Ашарин и Розенкранц.
Наряду с этим Фридрих Амелунг опубликовал многочисленные труды по истории Ревеля, теперь Таллинна, почему его ещё называют историком культуры Балтии.
Кстати, именно он дополнил генеалогические материалы своей двоюродной бабушки Франциски, в которых я и нашла огромную информацию о своих немецких предках.
Ещё одна характеристика Фридриха Карловича: «Среди собранных с чисто немецкой педантичностью имён…» Что-то родственное слышится мне в этих строчках!
И музыкой отдаётся встреченная в интернете фраза «Решайте задачу известного шахматного композитора Фридриха Амелунга»…
Кстати, мой сын в раннем детстве хорошо играл в шахматы. Гены?
Часть вторая. Поэтическая
Родной брат Фридриха Амелунга Артур Генрих Юлиус был приват-доцентом Дерптского университета, профессором университета во Фрейбурге. Увидела страницы его трудов, а там ноты! Музыкант? Оказалось, труд касается изучения метрических размеров германской поэмы XIII века «Ортнит». Ну что же, почти музыка, даже записана нотами.
Часть третья. Юридическая
Дядя Фридриха и Артура Амелунгов — Эдуард Эрнест Амелунг. Юрист, окончил факультет в Дерпте. Служил в Петербурге, в министерстве юстиции, был адвокатом. И вдруг фраза — в 27 лет был главным регентом церковного хора…Вот она, музыка!
Часть четвёртая. Медико-хирургическая
Не знаю, умела ли играть на рояле дочь врача Карла Карловича фон Майера — Шарлота Евгения Карловна Майер, моя троюродная прабабушка. Окончившая медицинский факультет в Лозанне, основавшая не одно благотворительное и медицинское учреждение, лечившая женщин и детей Петербурга и Швейцарии. Её диссертация по хирургии, опубликованная в 1897 году, называлась Etude sur la pathogenic del‘appendicitea repetition — «Исследование о патогенезе рецидивов аппендицита». Любили хирурги так называть свои монографии — есть «Этюды желудочной хирургии», есть «Этюды пластической». И пусть по-французски этюд это исследование, мне и тут слышится музыка!
Часть пятая. Гусарская
Писатель, литературный критик, сотрудник журнала «Современник» и редактор журнала «Библиотека для чтения» Александр Васильевич Дружинин лето проводил в своем имении Марьинском, что в Гдовском уезде. Приезжал туда отдохнуть, поохотиться, порой вместе с друзьями — Некрасовым и Тургеневым. А соседом ему был мой двоюродный трижды прадед Яков Иванович Мейер. Бывший гусар жил там почти постоянно. Правда, и в местной общественной жизни участвовал, и в Германию наезжал. С Дружининым они проводили много летних часов и дней, поддерживали переписку зимой.
Александр Васильевич Дружинин
Сохранились письма Якова Мейера писателю и дружининский «Дневник». А там — музыка! Попросили хозяина (Я.И. Мейера), «чтоб тот после ужина сыграл что-нибудь из «Севильского цирюльника». За «Barbier» (почти сполна) последовало «Somnambula», и я, ворочаясь с бока на бок, имел удовольствие и лежать, и полудремать, и слушать давно не слышанную мной музыку».
А «Сомнамбула», между прочим, опера Винченцо Беллини. Вот вам и гусар!
Тепло летних дней и дружеских отношений сохранили страницы «Дневника»…
«Трудно определить, в чем именно состоит приятность дней моих в Гверезне (имение Мейера), а между тем эти дни, невзирая на их великую простоту, составляют светлые точки в моей жизни. И место мне нравится, и дом тоже, и люди мне по вкусу, и музыка как-то приходится по сердцу, и беседы веселы. Чувствуя, что любим всеми, сам всех любишь».
Часть шестая. Американская
Мой двоюродный пять раз прадед Иоганн Фридрих Амелунг с семьёй и 68 рабочими-стеклодувами из Германии прибыл к берегам Америки в последний день августа 1784 года. На корабле с многообещающим названием «Слава» звучал оркестр, предусмотрительно захваченный с родины дедушкой Иоганном. «Можете не сомневаться — в этот вечер «Бог есть любовь» под небом на реке Патапско звучало особенно проникновенно», — сказано об этом событии.
У подножия горы Сахарная Голова, где обосновались колонисты, появилась школа. Детей учили языкам — немецкому, английскому, французскому, письму, и, конечно же, музыке!! Игре на арфе, клавесине, скрипке, руте.
Музыка наполняла переселенцев энергией, поддерживала веру в успех задуманного и звучала на балах, которые посещал — кто бы вы думали?!- сам Джордж Вашингтон!
Застывшая в стекле музыка — работы фабрики Амелунга — первые плоды американской промышленности и истинные произведения искусства ныне бережно хранятся в ведущих музеях США.
Часть седьмая. Хоральная
В генеалогических записках бабушки Франциски был нам подарок. О её матери Софии Маргаретте сказано, что замуж она вышла за бывшего военного, позднее известного зеркального заводчика Антона Фридриха Амелунга, родила 23 ребёнка и была дочерью придворного ганноверского органиста Мейера. И более ничего, ни имени того органиста, ни отчества. И только благодаря сайту Дирка Думрезе, такого же потомка Амелунгов, как и я, и приходящегося мне семиюродным братом, я уже знаю, откуда же пришла к нам музыка.
Давид Мейер, родившийся в 1629 году, и его сын, Франц Давид Мейер, появившийся на свет в 1682 году, и его внук, Франц Генрих Кристоф Мейер, 1705 года рождения, и два правнука — сыновья последнего — Кристиан Людвиг и Иоганн Герхард, все пятеро были придворными органистами славного города Ганновера!
Как пишут, Кристиан был ещё более талантливым исполнителем, чем его отец. Иоганн был дружен с Кизеветтером, австрийским историком музыки, и Муцио Клементи, известнейшим композитором, пианистом и педагогом. Как пишет Интернет, «до сих пор каждый ученик современной музыкальной школы знает, для того чтобы эффективно развивать технику игры на фортепиано, просто необходимо играть этюды Клементи». Играя их, как и все другие, мой сын и не подозревал, как близко к нему это имя…
Могу ещё добавить, что величайший композитор Гендель в 1712 году ненадолго возвращается в Ганновер, где сочиняет ряд вокальных дуэтов для принцессы Каролины (будущей королевы Великобритании). Представляю — шёл по улицам города Гендель, а мимо бежал босоногий мальчик — наш дедушка Франц…
В 1741 году Франц Генрих Кристоф Мейер получает заказ от Консистории на создание новых мелодий для расширенного издания сборника ганноверских церковных хоралов. Им было написано более 20 мелодий. Но одна из них, слова на которую написал известный богослов Рамбах, до сих пор широко известна и исполняется в лютеранских храмах под названием «Mein Schöpfer, steh mir bei…» — «Создатель мой, помоги мне…». В Интернете я нашла не один вариант звучания этого хорала, как на европейских, так и на американских сайтах.
Два двоюродных 6 раз прадеда, 9, 8 и 7 раз прадеды и их наследник по прямой — мой сын…
На экзамене по специальности сын исполнял фуги Баха. Член комиссии из Петербурга посоветовала ему попробовать свои силы в игре на органе. Об этом он когда-то мечтал в первых классах музыкалки. Гены?
Эпилог
Играет Константин Свинцов
Был нестерпимо жаркий июль 2010 года, когда я распечатала найденные в великом Интернете ноты хорала. За рояль сел мой сын и исполнил музыку, которую написал его семь раз прадед Франц Генрих Кристоф Мейер 270 лет назад! Между Ганновером 1740-го и Петрозаводском 2010-го протянулась живая связь времён…
Хочется верить, что наш дедушка Франц был бы горд и доволен. Как любой дед своими внуками.
Послушать хорал можно тут http://www.cyberhymnal.org/htm/m/m/b/mmbtnigh.htm
щёлкните MIDI