Интернет-журнал «Лицей»

Мой бразильский дедушка-памятник

Юлиус Фридрих Келер

За окнами опять северная весна и первые шарики одуванчиков под ногами. В Бразилии, в городке Петрополисе сейчас идёт гроза и жара 30 градусов. А в Германии, в Майнце, тихий дождик и пасмурно.

Ничего общего. И всё-таки связь есть.

Там, за окнами, все еще лунно,
и поезд расчеркивает Бразилию,
точно меридиан.

Освалд де Андраде

В Майнце 16 июня 1804 года родился Юлиус Фридрих Келер. В Петрополисе, резиденции бразильского императора Дона Педро II, 21 ноября 1847 года от руки друга умер Хулио Фредерико Келер.

Ещё одна «моя» церковь, теперь в Рио flickr.com

 

 

И хотя имена разные, это один человек. Прошло почти 170 лет с тех пор, но, кажется, он и не умирал никогда. Он оставил после себя город, им придуманный и построенный. А в Рио, том самом городе вечной мечты, — церковь Gloria Church. Разрабатывал план величественного Паласио империал (Palácio Imperial), дворца, где жила императорская семья. В 1845 написал книгу-проект устава города Петрополиса. И ещё он родил сына, Родриго Деламар Келера. Он сделал всё, что должен сделать человек на земле. А главное, он оставил по себе добрую память. Да, это главное.

Его матерью была Элиза Амелунг, та самая, которая прекрасно играла в шахматы. Моя четырежды прабабушка Юлия — её родная сестра, и потому Юлиус Фридрих приходится мне троюродным прапрапрадедом.

Его прадед, Иоганн Давид Келер, был профессором Геттингенского университета. Его дед, Иоганн Тобиас, был профессором Геттингенского университета. И отец, Георг Людвиг, был профессором в Майнце. Вот только вряд ли Юлиус помнил отца, тот умер, когда мальчику было три года. Может быть, и поэтому молодой офицер прусской армии оказался в Бразилии в поисках лучшей жизни и новых больших возможностей. Он появился там в 1828-м, в 24 года, когда бразильское правительство в связи с нехваткой офицеров в вооруженных силах нанимало на службу иностранцев. Но прежде надо было выдержать строгий экзамен в Военной академии, который он преодолел с отличием и был принят в качестве лейтенанта инженерных войск Императорской армии.

Памятник создателям Петрополиса wikimapia.org

 

 

Позднее, когда в бразильской армии произошло восстание, все иностранные чины были отставлены. Службу могли продолжать только натурализовавшиеся переселенцы. Так 12 февраля 1831 (или 1833?) года Юлиус стал гражданином Бразилии, так Юлиус навсегда стал Хулио. В 1830 году он женился на Марии де Кармо Ребелло де Ламар.

Как инженер Хулио планировал и строил здания, мосты и дороги, в том числе, к золотым рудникам.

Петрополис…Этот город похож на звезду, его дома протянулись вдоль радиально идущих каналов. Когда-то это прохладное красивое местечко в горах приглянулось императору Педро Первому, но осуществить мечту смог только его сын, Педро Второй. По его указу №155 от 16 марта 1843 года, в котором упомянут инженер Келер, началось строительство резиденции. Этим же документом предписывалась постройка в центре города кафедрального собора — Сан-Педро-де-Алькантара.

При строительстве города Келером были введены строгие правила застройки, которыми оговаривались условия построения зданий и тротуаров и обязательность предварительного одобрения фасадов. В одной из статей Келер назван главным режиссером городского плана города.

В 1969 году было признано, что Келер предсказал (более чем за столетие!) горизонтальное расширение города, расширение долины Piabanha и ее притоков. Значит, был талантливым градостроителем? Ещё тогда он был обеспокоен опустошением лесов, эрозией склонов, вредными последствиями большого количества осадков и пытался с этим бороться. Уже тогда — эколог?

«Следует признать, что этот человек опередил свое время и, как справедливо подчеркнул Уильям Аулер, во всех сферах своей деятельности был неутомимым, ревностным и упорным». «Он был одним из немногих, кто всегда выполнял свой долг…»

У Гугла трудности с переводом с португальского. Он перевёл немного смешно, но трогательно и, видимо, по существу верно: «Предсказал все, дал помощь и присутствовал».

Император Педро II, последний раз в Петрополисе и в изгнании в возрасте 61 года, 1887 год.

 

 

Германия была истощена войной, промышленность и фермерство находились в состоянии кризиса, люди (о, люди!) искали лучшей жизни. Пропаганда приукрашивала реальность, Бразилия представлялась как страна чудес, и в Бразилию из Германии двигались целыми семьями. Бразильское правительство, заинтересованное в притоке новых рук и сил, разработало законы, поощряющие создание земледельческих колоний.

Первые немецкие поселенцы прибыли в Рио-де-Жанейро 13 июня 1845 года на борту корабля «Виргиния». Зная план Хулио Келера по созданию сельскохозяйственных колоний в Петрополисе, Пауло Барбоза направил семьи в этот город. Так в нём появились типичные фахверковые немецкие домики и районы города, носящие имена далёкой теперь родины — Рейн, Вестфалия, Мозель, Нассау, Бинген, Дармштадт…

Как свидетельствует Интернет, «деревня возникла благодаря упорству немецких поселенцев. Колонисты были трудолюбивые, честные, порядочные, законопослушные и очень религиозные». Кроме немецких, в городе были французские, английские, итальянские и португальские иммигранты.

В этом городе не бывает заболеваний жёлтой лихорадкой, нет жары, нет зимних заморозков. Он лежит в долине трёх рек, несущих воды в городские каналы. Он полон цветущими деревьями, орхидеями, прекрасными пейзажами, и воздух в этом городе похож на шампанское. Так написано о нём в Интернете.

Многое, наверное, ещё мог бы сделать майор Келер, если бы 21 ноября 1847 года, в воскресенье, не пригласил друзей на обед в свой дом в окрестностях Вальпараисо. Во время соревнований в стрельбе из лука его друг нечаянно попал в него. Хулио Фредерико скончался от полученных ран около девяти часов вечера того же дня. Перед смертью он подписал бумаги, что выстрел друга был случайным.

Император ещё много лет жил в городе Петрополисе. И хотя был мудрым и просвещённым властителем, в 1888 году был изгнан из страны и лишён короны. Умер он на чужбине, во Франции в 1891 году.

Одна из главных улиц города называется авенида Келера, великолепная авенида Келера, esplêndida Avenida Koeler. Как пишут, на ней сосредоточено множество культурных и исторических зданий, она окружена большим красивым садом с цветами и деревьями. На ней и стоит памятник строителю города.

Собор Сан-Педро-де-Алькантара syg.ma

 

Высокая гранитная колонна, на ней герб города, барельефы, изображающие семью переселенцев и Дона Педро, вручающего указ о строительстве инженеру Келеру. На вершине колонны — двухметровая бронзовая статуя Юлиуса Фредерика.

Он вознёсся над площадью принцессы Изабель и смотрит с высоты небесной на собор Сан-Педро-де-Алькантара. Именно сюда в этот собор, в 1921 году, через 30 лет после смерти, был перенесён прах императора Педро II и его жены. «Бразильцы решили отдать последние почести человеку, который благополучно управлял их страной на протяжении пятидесяти восьми лет …и Педро II обрел покой там, где больше всего любил находиться при жизни, — в городе, названном его именем».

Охраняя Его Величество и их общий город, стоит мой бронзовый дедушка Юлиус.

Он вознесён над городом признательностью и памятью потомков, любуется плодом рук своих, наблюдая, как бегут ребятишки в школу его имени, и видит отсюда свой далёкий и милый сердцу Майнц.

Пишите рукописи, пишите.

Ну а если не пишется, тогда стройте города будущего. И Будущее с благодарностью признает в вас современника.

Exit mobile version