Интернет-журнал «Лицей»

Параллельные миры Маргариты Барановой

Маргарита Баранова у своей работы "Воздух"
Маргарита Баранова у своей работы «Воздух»

В ее полотнах нет до боли знакомой унылости северного пейзажа, а есть энергия молодого, довольно оптимистичного взгляда на жизнь и мир.

 

За три года в Карельской арт-резиденции побывали 37 художников и среди них Маргарита Баранова. За две недели, что она работала здесь в прошлом году, она создала несколько живописных полотен. И продолжила работать над темой природной материи и у себя дома в Санкт-Петербурге. И вот как  результат выставка «Природная материя» в медиа-центре «Vыход».

Так получилось, что на вернисаж я пришла первой, и мне удалось чуть больше обычного пообщаться с Маргаритой.

В 2009 году она окончила Академию имени Репина и уже через два года стала членом Союза художников России.

– Параллельно я работаю над несколькими сериями, – рассказывает художница. – Проект «Природная материя» родился у меня еще до приезда в  Карелию, и ее природа меня не могла не вдохновить меня на создание новых произведений. Маркеры местности Карелии для меня – воздух, камень, скалы и вода. Воздух создан на круглом подрамнике, потому что воздух он всюду и ассоциируется у меня со сферой. Кстати, в экспозиции есть произведения, посвященные Балтике, написаны они в Санкт-Петербурге.

Особенность экспозиции в том, что представлены полотна, которые не имеют никакого отношения к фигуративной живописи, хотя именно она и является коньком Маргариты.

– У каждого художника наступает такой момент, когда хочется сделать шаг в сторону, – поясняет Маргарита, – поискать новые для себя средства выражения. Мне на удивление легко далась эта работа. В серии «Природная материя» я сознательно освобождаю свои пейзажи от предметного, выбирая свободные формы.

Захватывают и увлекают своеобразные ритмы Маргариты, интенсивный цвет, необычные формы холста. А главное возникает чувство новизны. Оказывается, воду и камень, дерево и воздух можно увидеть и изобразить, используя не обыденные средства выразительности, не те, к которым привыкли глаза и руки. В ее полотнах нет до боли знакомой унылости северного пейзажа, а есть энергия молодого, довольно оптимистичного взгляда на жизнь и мир.

Маргарита Баранова. Регата
Маргарита Баранова. Гранит
Маргарита Баранова. Среда обитания
Маргарита Баранова. Природная материя
Маргарита Баранова. Вода
Маргарита Баранова. Осень в парке
Маргарита Баранова. Первый снег
Маргарита Баранова. Камень
Маргарита Баранова. Среда

Маргарита работает сейчас сразу над несколькими сериями. Одна из них – «Гравитация». Это серия современных реалистических пейзажей. В них, как правило, вписаны артефакты, которые потеряли свою ценность, с разрушением приобрели новые пластические формы и смыслы. Это заброшенный парк аттракционов, который был когда-то символом достатка города и любимым местом отдыха горожан, а стал местом обитания ветра, птиц, животных. Природа постепенно поглощает его, он обветшал, люди его не посещают, но для художника это все равно притягательный и интересный объект.

«Субъект» – другой портретный проект Маргариты Барановой. Он в духе современного реализма, здесь художница обращает внимание  на привычные и непривычные для человека моменты, связанные с телесностью, эмоциями.

– Сейчас интерес к портрету наконец возвращается, – порадовала Маргарита, – это стало приметой времени. Посмотрите, как часто фотографируют себя люди!

По правде сказать, после вернисажа я тут же решила посмотреть произведения Маргариты на ее странице ВКонтакте и ничуть не разочаровалась!

–  Насколько разнятся учеба и самостоятельная жизнь художника?

–  Учеба в академии была очень напряженной, – вспоминает Маргарита. –  От нас многое требовалось, и выполнять всё нужно было в определенные, часто короткие, сроки, поэтому мы просто  не принадлежали себе. Практически мы были как пластилин, без всякой рефлексии, нас буквально вели по жизни. Может, это и хорошо, что так было. Но после такой напряженной учебы обычно бывает очень сложно вписаться в новую жизнь. Начинающему художнику необходимо понять, а что же происходит в глобальной художественной среде, в арт-бизнесе, как интегрироваться художнику в это сообщество?

– И как проходила ваша интеграция?

– Вначале всё шло по инерции. Через какое-то время начался период самообразования. Я ходила на выставки коллег, посещала лекции, читала книги по искусству современных авторов. Пыталась найти свою тему в искусстве.

– Какие открытия вы сделали для себя?

– Известно, что художники чаще всего интроверты. Я поняла одну важную вещь: современный художник – это не одиночка в берете с мольбертом на плече. Он должен быть общительным, уметь дружить, знать  языки для общения и для продвижения своего творчества, владеть компьютером. Какие-то предложения и участие в жизни художественного сообщества возможны только тогда, когда художник открыт обществу. Я стала активно общаться с коллегами,  работать над собой: занялась языком, создала сайт, специально изучала моменты маркетинга, как приятно и интересно предложить свой проект. До всего этого я дошла сама, этому нигде не учили.

–  Где вы сейчас преподаете?

– В частной студии, где очень хорошая атмосфера. Мы пытаемся создать эту школу не в чисто академичном ключе, но и в современном тоже. Мы хотим, чтобы наши ученики понимали современное искусство. Рекомендуем им посещать выставки своевременного искусства, обращаться к возможностям интернета. И даем понять, что получить специальное образование ещё  не значит стать художником.

– Что вас впечатлило из последнего, что видели в  Петербурге?

– Из того, что сейчас вспоминается, назову выставку «Манифеста-10». Как мне кажется, она изменила во многом отношение петербуржцев к современному искусству. Параллельно с ней на разных выставочных площадках города было достаточно много образовательных бесплатных мероприятий. Их сейчас вообще много. Из последних выставок мне понравилась также  экспозиция «Россия. Реализм. ХХI». Не могу не назвать выставки Фриды Кало, британского скульптора, лауреата премии Тернера Тони Крегга в Главном штабе Эрмитажа, а также выставку Виталия Пушницкого в галерее Марины Гисич.

– Удается ли вам продать что-то из своих работ?

– Да, я работаю с галереями в Москве. В Петербурге занимаюсь в основном выставочной деятельностью.

– Последний вопрос, Маргарита. Что вы  любите читать?

– Современную интеллектуальную прозу. Назову из любимых Германа Гессе, Томаса Манна,  Милана Кундеру.

 

Выставка Маргариты Барановой «Природная материя» в Медиа-центре «Vыход» продлится до 29 апреля, а потом будет демонстрироваться в Санкт-Петербурге.

Фото Ирины Ларионовой

 

 

Exit mobile version