В Национальном театре РК показали «Героя» Джона Синга
в постановке Сергея Пронина
{hsimage|Сцена из спектакля||||}Герои пьес классика англо-ирландской литературы Джона Миллингтона Синга (1871 – 1909) – простые ирландцы, грубоватые, часто бомжеватые, склонные к вольным соленым шуткам, но в решающий момент не лишенные мужества и своеобразного благородства. Его нищие бродяги оказываются более сильными, нежели благополучные нищие духом обыватели.
В пьесе «Герой» («Удалой молодец – гордость Запада») автор отчаянно и, на мой взгляд, неадекватно протестует против серости и монотонного существования. Протест этот для русского, да и европейского, зрителя столь шокирующ и парадоксален, что иногда задумываешься: а протест ли это? или просто крик измученной души? Поступки ирландских героев, а тем более их мысли (если они, конечно, у них есть), во всем отличаются от героев русской традиционной литературы. Хотя сюжеты Синга заставляют вспомнить Достоевского.
Намеченных тем в пьесе и спектакле много. Прежде всего это рождение и развенчание героя толпы, черни, стада, быдла. Мещанское болото, или так называемый средний класс, может назначать им себе подобного, даже стоящего несколько ниже на социальной лестнице, но с неким аморальным отклонением. Скажем, назначенный герой убил своего отца. Вот такой вам ирландский протест!
Папаша Мехоун (Анатолий Радостев), конечно же, редкостный выродок, обладающий мощной отрицательной энергетикой и не вызывающий ни малейшей симпатии, но отцеубийство вряд ли сделает молодого Кристофера Мехоуна (Вячеслав Поляков) героем в наших глазах. А у черни да! Если герой не убивал отца, он никому не нужен. Он просто жалкий бродяга, которого необходимо изгнать из полуприличного общества. А вот если он еще раз кого-то убьет, то его следует связать и сдать в полицию.
В спектакле ярко подчеркивается животное, биологическое начало. Вспомним фетишистскую сцену с запахом мужчины, которую, как мне кажется, несколько утрированно даже для этого спектакля разыгрывают дамы (Ольга Портретова, Олеся Петрасова, Элина Веселова, Ольга Яковлева). А брызжущая здоровой (если угодно, нездоровой) эротикой сцена помывки Кристофера Маргарет (Тамара Воронова) и вдовой Куин (Ольга Портретова) – только биология и никакой идеологии. Под идеологией в этой ситуации я подразумеваю мораль. Любую. Здесь же действие влечет за собой следующее действие, исключая любую мысль. Имею в виду исключительно героев пьесы, а не автора и создателей спектакля.
Всю эту биологию скрашивает внезапно возникшая любовь между дочерью кабатчика Маргарет и Кристофером. Настоящая любовь всегда моральна и прекрасна, даже трагическая. Кабатчица и бродяга… Казалось бы, что тут красивого? Но в сравнении с внешне элегантным и не лишенным обаяния Шооном Кьоу (Алексей Белов) Кристофер настоящий герой. А ведь из всех персонажей пьесы Кьоу, соперник Кристофера, самый заметный и самый противный.
Вячеслав Поляков, Тамара Воронова, Ольга Портретова извлекают из своих героев максимум психологической обоснованности поступков. Но все-таки в их игре преобладает пластика, актеры прекрасно владеют своим телом. Каждым движением этой троицы можно восторгаться, что и делают по ходу спектакля зрители, особенно молодые. Необычна и оригинальна джига Кристофера и Маргарет на маленьком пятачке крыши сарая, где танцоры за неимением места используют перекладину (балетмейстер Олег Щукарев).
Убеждают и смешат своим сценическим пьянством кабатчик Флейерти (Леонид Владимиров) и его постоянные клиенты (Сергей Лавренов и Александр Куйкка).
Сценограф Ирина Пронина избрала фоном для кабацкой стойки огромное количество стеклянных бутылок. Но мне кажется, что эти атрибуты еще ждут от художника дополнительной оригинальной и необычной игры со светом.
Сценограф Ирина Пронина избрала фоном для кабацкой стойки огромное количество стеклянных бутылок. Но мне кажется, что эти атрибуты еще ждут от художника дополнительной оригинальной и необычной игры со светом.
P.S. Еще месяц назад можно было говорить о неожиданно современном звучании старой парадоксальной пьесы, но о злободневном вряд ли. И вдруг… Похороны вора в законе Вячеслава Иванькова (Япончика) по высшему разряду и освещение их СМИ заставляют задать вопрос: неужели мы стали делать героев по ирландским рецептам Джона Синга?
Сходите в театр и посмотрите «Героя». Вполне возможно, спектакль вам не понравится, но кое-какие мысли навеет.
P.P.S. Ну а если вам понравились всякие там ирландские штучки и навороты, посмотрите в театре «Творческая мастерская» спектакль по пьесе современного ирландца Макдонаха «Королева красоты». То же самое. За сто лет у них в Ирландии ничего не изменилось.
А у нас?
А у нас?
Спектакль «Герой» можно посмотреть 1, 29, 14 ноября. Начало в 18 часов.
"Лицей" № 11 2009