Интернет-журнал «Лицей»

«Мне всегда важно, что чувствует слушатель»

В январе в рамках филармонического абонемента «Вечера популярной симфонической музыки» карельская публика познакомилась с выдающимся музыкантом. С Симфоническим оркестром под управлением Мариуса Стравинского играл гитарист Дмитрий Илларионов.

{hsimage|Дмитрий Илларионов||||}– Вы – лауреат множества конкурсов. Последняя победа – в ноябре 2009 года на конкурсе имени Сеговии, одном из самых серьезных. Есть ли еще к чему стремиться?
 
— Если говорить о конкурсах, то вы, возможно, удивитесь, но в мире самое большое количество конкурсов почему-то гитарных. Гитаристы вообще держатся очень обособленно, поэтому, наверное, и конкурсов у них множество. И на многих я не был.

– А надо?

 
— И не надо. К тому же есть негласный рейтинг конкурсов, по которому получается, что самые престижные конкурсы в мире я выиграл. Только на одном мне не дали первого места, я смог «добыть» лишь второе, но это, скорее, было политическим решением жюри… Конкурса Сеговии до 2009 года в моей копилке не было. Поэтому решил туда съездить. Очень удачно совпал этот конкурс с небольшим перерывом в моих постоянных гастролях. Меня очень привлекает в конкурсах адреналин, долю которого я и получил в Испании.

– В общем, приехали за победой?

 
— Да, однозначно. Несмотря на то, что этот конкурс был внутри плотного концертного графика, удалось сконцентрироваться и хорошо выступить, жюри присудило мне победу единогласно, что, безусловно, приятно.

– Значит, больше ехать уже некуда?

 
— Это зависит от цели. Ведь зачем нужны конкурсы? В самом начале карьеры – для того, чтобы о тебе узнали. Но в дальнейшем ты должен подтверждать свои победы концертами. И не факт, что лауреат самого престижного и известного конкурса впоследствии станет известным музыкантом. Подобных примеров множество. Скажем, победители конкурса Гитарной ассоциации Америки – все хорошие исполнители, но не все сделали хорошую карьеру. В силу различных причин.

– Часто играете музыку «из-под пера» композиторов?

 
— Для меня писали по моей просьбе такие композиторы, как Андрей Зеленский, Никита Кошкин, из зарубежных Анжело Джилардино…. Последнее время пишут без моей просьбы и, не спросив – присылают ноты. Многое из такого, что написано для меня, не успеваю сыграть. Хотя то, что заказал, исполнил.

– Чувствуете, что концерты мешают, «душат»?

 
— Никогда так не сказал бы! От концертов чувствую только радость. Иначе бы задумался – мое ли это. Мне всегда хочется чего-то нового, я много экспериментирую, но всегда стараюсь это сделать так, чтобы публике было интересно. Кстати, очень часто современные музыканты сконцентрированы на самих себе и играют только то, что интересно им. Я против такого подхода. Мне всегда было важно, что чувствует слушатель, сидя в зале. Поэтому мне концерты не могут мешать, они помогают жить и радоваться, любить и дышать.

– Когда вы поняли, что гитара – это ваше?

 
{hsimage|Евгения Абросимова. Портрет Дмитрия Илларионова||||}- Понял до того, как начал играть. В одном интервью я даже сказал, что «начал играть до того, как родился». Когда я начинал и пришел в музыкальную школу, меня просили начать учится играть на скрипке, но я отказался, и настоял на своем: «Только гитара!». Хотя понятия не имел, что это за инструмент на самом деле, я не был ни на одном гитарном концерте… Традиционно начинают учиться игре на гитаре поздно, кто с 10, кто с 12, а кто и с 16 лет, до этого либо играя на другом инструменте, либо не играя ни на чем. Для меня гитара сразу стала первым и основным инструментом. И я начал довольно рано – в 6 или 7 лет. Как оказалось, это до сих пор редкость среди концертирующих гитаристов.

– Какая у вас гитара? Кто мастер?

 
— У меня несколько инструментов. Среди основных – немецкая гитара, японская, скоро будет еще испанская…. Но я всегда мечтал играть на русской гитаре. И произошло чудо. Мастер Николай Андреев – один из лучших московских мастеров, сделавший много хороших инструментов, произвел на свет гениальный инструмент. Эта гитара превзошла все, что он когда либо делал. Когда я ее случайно увидел, то сразу забрал, гитара еще даже лаком не была покрыта. И, кстати, увез в Карелию на неделю (мы отдыхали с Борисом Андриановым недалеко от Сортавала), где я начал с этим инструментом ближе знакомиться. Все, кто видел мою новую гитару, говорят, что это – шедевр. Очень здорово, что мы с ней успели встретиться.

– И давно гитара у вас?

 
— Она закончена в августе 2009 года.

– А делают ли инструменты для определенного исполнителя?

 
— Да, конечно. И у меня ощущение, что эта гитара сделана именно для меня, хотя это не так. Но Андреев всегда говорил, что хотел бы сделать инструмент для меня.

– Вы выступаете и как лютнист…

 
— Всегда очень хотелось играть лютневую музыку, но исполнять ее современно. Поэтому я часто ее играю на гитаре. Но поскольку я люблю старинную музыку и дружу с «аутентистами» (несмотря на «разность» взглядов и подходов к исполнению), то лютня тоже оказалась инструментом, который я освоил.

– Как больше нравится выступать: соло или в компании?

 
— Я люблю все три ипостаси: соло, ансамбль и оркестр. И стараюсь уделять внимание всем трем. Очень люблю играть соло. Играть с оркестром – для гитариста одна из вершин, это то место, где и должна быть гитара. Еще просто обожаю играть с Андриановым. Известная голландская скрипачка и звезда сегодняшней академической сцены Жанин Янсен однажды сказала мне, показывая на Борю: «Я завидую тебе: ты так часто можешь играть с ним!»

– Есть ли у вас друзья, которым вы не откажете?

 
— Конечно. Виолончелист Боря Андрианов, скрипачка Алена Баева, гобоист Леша Огринчук, флейтистка Маша Федотова… Если позовут – приеду, сыграю. Это мои друзья, гениальные музыканты.

– Можете ли позволить себе отдых без инструмента?

 
— Иногда я делаю перерывы и не занимаюсь, но гитара во всех поездках всегда со мной. Даже если я не играю. Один раз летел на два дня в Германию без гитары и чувствовал себя неполноценно.

– Если вы услышите, что в такси (маршрутке, баре, ресторане…) из радиоприемника звучит классическая музыка, то первой мыслью будет…

 
— Первая мысль: «Неужели?» Ну да, на вокзале в Гамбурге звучит Моцарт, а на наших вокзалах… Сможем ли мы что-то изменить? Но, к слову сказать, я не зациклен на классической музыке.

– Как насчет фламенко?

 
— Я считаю, для того, чтобы играть фламенко нужно быть испанцем или хотя бы долго жить в Испании. Элементы фламенко я, конечно, использую, но традиционное фламенко я не исполняю. Во всяком случае пока…

– Словом, вас нельзя назвать приверженцем только классической музыки…

 
— Сейчас уже нет. В последних проектах много элементов джаза и рока, популярной музыки. Я имею в виду проекты с Алексеем Айги, гитарным квартетом «Фортиссимо». С квартетом, например, мы играем «Desperados», «Tico-tico».

– Очень кстати упомянули о «Фортиссимо». Вы в квартете появились не сразу, а теперь его называют «Вашим квартетом». Вы в нем лидер?

 
— Квартет «Фортиссимо» создали четыре девушки-гитаристки. Я с ними тесно сотрудничал, позвал их на московский фестиваль «Виртуозы гитары», где они успешно выступили. Но потом в квартете случился конфликт, одна из участниц покинула коллектив… Так получилось, что я вошел в состав и сделал много аранжировок. С моим приходом однозначно изменилось направление, которому был привержен коллектив. Сейчас это шоу и более популярная музыка. Меня многие считают лидером, возможно потому, что я самый известный и титулованный участник квартета, но могу сказать, что и Надя Косинская (участница коллектива – прим. авт.) тоже лидер. Мы играем множество и ее обработок тоже, особенно в последнее время.

– Вы принимали участие в записи саундтрека к фильму С. Говорухина «Пассажирка». Это первый опыт работы с музыкой кино?

 
— Еще я принимал участие в записи музыки к некому детективному сериалу – это была музыка Алексея Айги. Если честно, даже не знаю названия фильма. Там произошла забавная ситуация – Алексей повздорил с продюсерами картины, и первоначально его музыка в сериал не вошла. Я в общем-то был уверен, что этим всё закончилось. Но на одном из наших совместных с Айги концертов Алексей сообщил публике, что он и продюсеры пришли к согласию, и в результате в том сериале появились музыка Айги и моя гитара.

– Сами музыку пишете?

— Как говорил герой одного фильма, «в молодости писал». В свое время я даже умудрился стать лауреатом конкурса композиторов. Правда, детского… Написал песню «Жучок» на стихи из журнала то ли «Мурзилка», то ли «Веселые картинки». Сейчас я тоже понемногу пишу, но это в основном не очень академическая музыка.

– Кого-нибудь из художников посещала ли мысль написать ваш портрет?

 
— Совсем недавно меня нарисовала талантливая молодая московская художница Евгения Абросимова, и у меня есть возможность показать вам этот портрет.
Exit mobile version