Интернет-журнал «Лицей»

Норвежец с русскою душою

{hsimage|Йорн Фоссхейм ||||} Чуть больше недели провел в Петрозаводске норвежский дирижер Йорн Фоссхейм. Под его управлением прошли симфонические программы «Шедевры русской музыки» и «Великие обольстители». После первого концерта состоялась наша беседа с дирижером – как водится, за чашечкой кофе.

В России как дома


Йорн Фоссхейм рассказал, что как пианист он окончил Академию музыки в Осло, много гастролировал, и еще несколько лет назад график его сольных выступлений был весьма плотным. Однако сейчас все внимание уделено дирижерской деятельности. 
 
Дирижированием Йорн занялся около пяти лет назад, но уже есть чем похвастаться: в сезонах 2007/2009 он дирижировал оркестрами в России (в их числе ГАСО имени Светланова), в Германии, Литве. 
— В Норвегии очень молодая школа дирижирования, еще двадцать лет назад ее не было вовсе, – говорит Йорн. – Оркестры Норвегии очень высокого уровня (прим. ред.: оркестров в Норвегии немного, но чтобы туда «сесть», лучшие музыканты Европы проходят сквозь несколько туров очень серьезных конкурсов), руководят ими приглашенные мэтры. Норвежские дирижеры в основном осваивают свою специальность в Финляндии.
 
Однако сам Йорн выбрал Россию. Учился дирижированию у профессора Санкт-Петербургской консерватории Александра Полищука, представителя школы Ильи Мусина. Эту систему дирижер оценил крайне высоко. На вопрос, почему он решил учиться в России, ответил так:
 
— Я много играл в России. Очень люблю вашу страну, чувствую себя здесь как дома.

Сначала был Steinway…

В Петрозаводск музыкант приехал, зная наверняка, что найдет здесь хороший оркестр с большим репертуаром, и, что немаловажно, оркестр знакомый. Завсегдатаи филармонии, возможно, даже помнят Йорна-пианиста. Семь лет назад, в 2003 году, он играл фортепианный концерт Исая Добровейна с нашим Симфоническим оркестром под управлением британского дирижера Дамиана Йорио – одним из инициаторов исполнения музыки Добровейна в России был Йорн Фоссхейм.
И. Добровейн (1891 – 1953) был одним из известнейших музыкантов своего поколения, его приглашали в качестве дирижера многие оркестры мира. В 1928 году Добровейн приехал в Норвегию и остался там на всю жизнь. Все потомки музыканта по сей день живут в этой стране. Фортепианный концерт до диез минор был создан в 1925 году, но это произведение было забыто на много лет.
 
Йорн Фоссхейм восстановил партитуру и первым за 70 лет исполнил концерт в апреле 2001 года, в том числе и в Карельской филармонии.  Спустя семь лет он встретился с оркестром как дирижер.

Глазунов для русских

В программе концерта «Шедевры русской музыки» значились малоизвестная Четвертая симфония Глазунова и сверхпопулярный Третий концерт Рахманинова. Йорн Фоссхейм не раз играл концерт как солист. Теперь уже как дирижер искал общий язык с пианистом, которым оказался молодой московский музыкант, лауреат международных конкурсов Вячеслав Грязнов.
 
— У него очень много энергии, – поделился мнением о партнере дирижер. – Рахманинов получился сильный. Конечно, у каждого музыканта своя интерпретация: если бы играл я, был бы другой звук, другое прикосновение… Но в целом с такой трактовкой концерта я согласен. Сам Рахманинов записал Третий концерт в США с Филадельфийским оркестром, говоря при этом, что любит американский звук. Но правда ли это? Не знаю. Может быть, он должен был так сказать. Мне кажется, на той известной записи как раз “не очень русский звук”, такой голливудский, сладкий.
Четвертая симфония Глазунова была включена в программу по желанию норвежского маэстро. Такой выбор стал, прямо скажем, несколько неожиданным. Более того, выяснилось, что эта симфония не звучала в Петрозаводске с 1968 года – именно эта дата указана в партитуре как год последнего исполнения симфонии.
 
— Не исполнялась 42 года, – говорит Йорн. – Я сразу запомнил, ведь в 1968  году я родился. У Глазунова много оркестровой музыки, но она практически не звучит. Почему? Может, из-за того, что есть Чайковский и Рахманинов? Их имена получили международную известность, а их современник Глазунов остался в тени.
 
Мы попытались выяснить, как у норвежского музыканта сформировалось пристрастие к музыке, которая и в России-то звучит крайне редко. Неужели ее исполняют в Норвегии?
 
— Да, русская музыка в Норвегии звучит часто. Но это, как правило, стандартный репертуар – Рахманинов, Чайковский, Шостакович. Иногда Прокофьев. Таков выбор дирижеров, – поясняет Йорн. – Глазунова в Норвегии я никогда не слышал.
 
Оказывается, оркестровую музыку этого композитора маэстро Фоссхейм знает благодаря записям Евгения Светланова (вспомним знаменитую коллекцию произведений русских композиторов в исполнении ГАСО под управлением маэстро). Словом, интерес к музыке Глазунова появился давно и до сих пор огромен, есть желание исполнить Пятую и Восьмую симфонии, но сейчас предпочтение отдано Четвертой.
Любовь к русской музыке настолько сильна, что ощущается буквально физически. И публика это почувствовала: Йорн Фоссхейм исполняет русскую музыку как настоящий русский, искренне любит ее.
 
— Знаете, в Америке, например, тоже очень любят русскую музыку, но не понимают ее: для них она сентиментальна. Но это не так! В русской музыке нет сентиментальности, есть эмоции и внутренние чувства. Русская музыка очень личная. В ней есть все: и трагедия, и счастье.

Певица и дирижер

Программа «Великие обольстители» открывала новый абонемент сезона 2010/2011 «Истории о кумирах /с музыкальными иллюстрациями». Легенды о роковых женщинах и обольстительных мужчинах с помощью музыки Моцарта, Сен-Санса, Чайковского, Верди и Бизе «рассказали» солисты Музыкального театра Карелии лауреаты международных конкурсов Диана Гришина (меццо-сопрано), Роман Корен (тенор) и Алексей Клепцин (баритон). 
Музыкальный театр не чужд дирижеру. С недавнего времени Йорн Фоссхейм работает ассистентом дирижера в зарубежных оперных постановках.
 
— Мне нравятся и симфоническое, и оперное дирижирование, – рассказал Йорн. – Театр я очень люблю. Только что вернулся из Португалии, где работал над «Евгением Онегиным». Если предложат выбор? Невозможно! Только опера? Нет, я скажу так – хорошо бы иметь в репертуаре как можно больше оперных спектаклей, но не делать театр основным занятием.
К норвежскому дирижеру приглашенные вокалисты отнеслись с большой симпатией. Мнением о маэстро поделилась солистка Музыкального театра Диана Гришина:
 
— В человеке, который стоит за пультом, я ценю такие качества, как точность замысла и его исполнение. Йорн Фоссхейм продумывает все и не меняет свои идеи от репетиции к концерту, что иной раз позволяют себе дирижеры. Он обладает способностью слушать других и, что очень ценно, уважительно относится к солистам. Мне импонировали его вежливость и деликатность.
Говоря о работе театрального дирижера, Йорн Фоссхейм акцентировал внимание на характеристике дирижерского жеста: он должен быть четким, ясным, чтобы понимали все.
 
— Я сама по образованию дирижер, вижу, что жест Йорна незамысловат и четок, чувствуется классическая школа, – отметила Диана Гришина. – Его жест позволяет певцу и оркестру создать единообразие во вступлениях.
 
Можно было предположить, что дирижер из Норвегии окажется эмоционально сдержанным. Но этот миф развеяла исполненная под его управлением программа об искусстве обольщения, сладости красивых слов, жажде жизни и презрении смерти. Программа, полная сильных эмоций. 

Exit mobile version