Интернет-журнал «Лицей»

Неизвестные шедевры

В Русском музее длинные очереди на выставки Николая Фешина и Карла Брюллова

{hsimage|Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской ||||}

Какое счастье, что мы живем близко от Санкт-Петербурга, где всегда можно зарядиться мощными и  яркими впечатлениями, где происходит столько всего интересного! И хотя в Петрозаводске  культурная жизнь кипит, все же есть  выставки, концерты и спектакли, которых здесь  не увидишь.  Таким  событием стало для меня посещение двух выставок в  Санкт-Петербурге в минувшие выходные.

 

 

Фешин, кто это?

{hsimage|Николай Фешин. Портрет неизвестной (дама в лиловом) |right|||}

Признаюсь, имя этого художника было прежде  мне  не знакомо, хотя, как оказалось, два его полотна все же хорошо известны. Разве можно было, однажды увидев, забыть «Портрет  Вари Адоратской»  или «Портрет неизвестной», на котором запечатлена молодая девушка в бледно-лиловом платье?  Понятно, что видела лишь репродукции, но даже они оставили довольно  сильное впечатление.  Я  не подозревала, что их автор — удивительный художник Николай Фешин из Казани, любимый ученик Репина, эмигрировавший с семьей в 1923 году и большую часть жизни проживший в Америке.

Неожиданно моя приятельница, художница, проживающая за границей,  написала мне, что  в прессе появилась  информация  о том, что картина «Маленький ковбой» Николая Фешина продана на аукционе за рекордную сумму  в 10 миллионов долларов.  Позже я прочла, что в прошлом году продали с аукциона  еще одну  очень известную картину художника  «Черемисская свадьба». Одним словом, интерес к художнику вдруг значительно вырос, хотя имя его всегда было достаточно известным в художественном мире. Подруга моя еще в студенческую пору специально приезжала в Ленинград посмотреть выставку любимого художника.

{hsimage|Николай Фешин. Натурщица ||||}

На нынешней выставке представлены 90 работ из разных коллекций: из Казани, где находится самая значительная часть его работ, из Русского музея, из музеев  и частных коллекций  США. Интересно, что  прах художника по его просьбе был перенесен дочерью на родину в Казань.  Выставка Николая Фешина уже была показана в Казани, а после Санкт-Петербурга она  переедет в Третьяковскую галерею, а затем уже в Америку.

 Поразили  фешинские ню. Женское тело Фешин пишет по-особенному, оно словно  живописная эмаль.   Знаю, что художник пользовался кистью и мастихином, а еще смоченным краской пальцем как бы вплавливал ее в грунт мазок к мазку,  добиваясь такой глянцевой ровной поверхности.  Его  портреты восхитительны, будь то поэтический  женский портрет или детский.  Особенно хороши  детские образы, в частности, дочери художника Ии. («Ия с дыней»).  

{hsimage|Никодай Фешин. Портрет жены художника |right|||}

Запомнился образ драматурга Николая Евреинова — удивительно тонкая и проникновенная  работа, невозможно отвести взгляд от полотна. Кстати, у Фешина есть портрет Ленина и очень не плохой. 

Палитра художника становится более насыщенной и более яркой с  момента переезда его в Америку. Он любил писать  индейцев местечка Таос, где  построил себе дом. Они напоминали ему татар.  В памяти возникает необычный портрет местного индейского знахаря-старца в белых одеждах. 

В  произведениях  Фешина есть некая  магия. После  выставки не покидало чувство радостной возбужденности. Так бывает  ранней весной, когда идешь по улице, светит солнце, бегут ручьи, поют птицы, ничего  вроде бы не происходит, а на душе радостно.  В который раз убеждаюсь  в том, что  произведения искусства, краски и цвет  могут   будоражить душу, вызывать  самые разные эмоции, даже спустя годы, столетия после того, как художник закончил работу.

Выставка Николая Фешина в корпусе Бенуа продлится до 14 мая.

 

 

«Знаменитый и неизвестный  Карл Брюллов»

{hsimage|Карл Брюллов. Две девочки с совой ||||}

Недавно найденный «Итальянский альбом» Карла Брюллова, рисунки из которого представлены в Михайловском замке и который полтора года сотрудники Русского музея готовили к экспозиции, вызвал небывалый интерес любителей творчества художника. Пришлось отстоять очередь подобно той, что в советские времени люди  стояли к мавзолею. В залах также приходилось ожидать своей минуты, чтобы взглянуть и получше рассмотреть  тот или иной шедевр великого живописца.

Рисунки небольшого размера, это вам не «Последний день Помпеи», но впечатления ничуть не меньше.  Здесь представлены около 70 графических листов и  акварелей, выполненных во время поездки по Италии  в конце 1820-х —  начале 1830-х годах, принадлежащих ГРМ.

Особый интерес представляет, конечно, «Итальянский альбом». Рисунки художник сделал  почти двести лет тому назад, а в  1832 году тридцать три из них были подарены  художником графине Стефании Витгенштейн.  До конца прошлого века они хранились в этой семье,  а в 1993 году «Итальянский альбом» выкупил российский банк. А уже в 2010 году они попали в Закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей «Атланта Арт».

Известно, что лучше один раз увидеть, чем  услышать. Особенно это касается творчества художников, поэтому  если вы будете  в Санкт-Петербуге, непременно загляните в Государственный Русский музей.  

 

Выставка  «Знаменитый и неизвестный  Карл Брюллов» в Михайловском замке продлится до 20 мая.

Exit mobile version