Интернет-журнал «Лицей»

Спасти Кижи от Нелидова!

Участники встречи

Чем еще мы можем помочь? Это был наиболее часто повторяемый вопрос на сегодняшней встрече в музее «Кижи».

Встреча 26 января в музее-заповеднике «Кижи» планировалась заранее, хотя первоначально формат ее предполагался другим. Ожидался приезд в Петрозаводск заместителя министра культуры РФ А. Бусыгина, который должен был встретиться с коллективом музея и общественностью столицы Карелии. Однако буквально накануне вечером пришло сообщение, что Бусыгин не приедет. И все же ближе к часу ночи в социальных сетях появилась сообщение, что отказ заместителя министра по непонятно каким причинам приехать в Петрозаводск встречи не отменяет, поговорить есть о чем, как и еще раз обозначить свою позицию.

Сдержали свое слово и депутаты Законодательного Собрания. Накануне там состоялось заседание комитета по культуре, образованию и делам молодежи. Члены комитета во главе с его председателем Андреем Рогалевичем пришли сегодня в музей.

Эльвира Аверьянова (слева) и депутаты Законодательного Собрания РК

Состав собрания был, и это хочется особо подчеркнуть, весьма пестрый: ветераны и молодежь, студенты, представители творческих союзов и общественных организаций, журналисты, просто петрозаводчане, многие из них выходцы из Заонежья, работники музея.

Лично меня немного удивило присутствие на встрече нашего уважаемого академика архитектуры В.П. Орфинского. Удивило, потому что не раз участвовала в пресс-конференциях Вячеслава Петровича, который никогда не скрывал, что у него несколько иной взгляд на методы проведения реставрационных работ на острове. На встречу он пришел, потому что убежден: для научных дискуссий можно найти другое время, сегодня нужно спасать Кижи от Нелидовых и Романовых. Иначе потом уже будет не о чем дискуссировать.

Академик Вячеслав Петрович Орфинский

Не было только представителей правительства. Поэтому закономерно, что один из первых вопросов, заданных руководителям музея «Кижи», был о том, отреагировал ли каким-то образом на события вокруг Кижей Глава Карелии? Последовал короткий ответ: «Нет». Может быть, секрет кроется в словах министра культуры России Мединского, которые огласили сегодня: якобы решение о назначении директором музея-заповедника «Кижи»  Нелидова принималось коллегиально на региональном уровне!

Не только меня, но и других очень заинтересовало: кто же входил в коллегию, принявшую столь непопулярное решение? Но даже если мнение Главы Карелии Александра Петровича Худилайнена не совпадает с общественным, почему бы ему или кому-либо из правительственных чиновников (из состава коллегии) не объясниться, признавшись публично в своем решении, отстаивая свое мнение и право на него? Уверена, это вызвало бы не только возражения, резкие и раздраженные, но и уважением к власти – за ее открытость и честность.

Конфликт существует, и он теперь вряд ли сам собой разрешится, даже если чиновники закроют глаза и уши и попытаются убедить самих себя, что ничего не происходит Кстати, наиболее радикально настроенные участники встречи посоветовали сотрудникам музея не покидать своих рабочих мест и стоять до конца. Тревожная тенденция: появились первые заявления об увольнении по собственному желанию специалистов музея. Свято место пусто не бывает, но есть опасения, что вслед за своим первым замом, которого Нелидов уже выбрал, – И. Романовым новый директор приведет туда столь же известных специалистов «широкого профиля».

Правда, в последнее время появились попытки свести проблему к техническому вопросу: предстоящей смене в музее директора, чем недовольна часть его сотрудников. Это большое и опасное заблуждение. Ибо если это случится, в музей придет не просто новый директор, но и его концепция. Если коротко, суть ее в превращении музея-заповедника в Диснейленд, который якобы принесет миллиарды в бюджет республики и дивиденды в карманы бизнесменов, которые скинутся на аттракционы. Большое заблуждение.

Вот уже много лет люди со всего мира приезжают на остров прежде всего для того, чтобы увидеть подлинное чудо, которого нет нигде – кижские деревянные храмы, окунуться в неповторимую ауру острова. Элитных кабаков и диснейлейдов и так хватает везде и гораздо более высокого уровня, чем могут появиться у нас. Иван Романов на заседании общественного совета в Минкультуры РФ 18 декабря огласил сумму инвестиций – всего-то 500 миллионов рублей на несколько лет.

Как еще можно убедить непрошенных радетелей, что Преображенская церковь – не просто единственная, она уникальна, и подавать ее «гарниром» к пиву или виски с содовой – оскорбление культуры, красоты, вечности. К тому же, как записано в уставе музея, его главная задача сбережение памятников культуры и истории, их научное изучение и только на третьем месте популяризация – работа с туристами.

Досужие домыслы и детские страшилки? К очень большому сожалению, нет. Именно таким видит будущее заповедника автор так называемой альтернативной концепции И. Романов. Если бы специалисты музейного дела и работники культуры, присутствовавшие тогда в зале Министерства культуры России, могли освистать автора, уверена, сделали бы это. К сожалению, они люди интеллигентные, поэтому позволили себе лишь возмутиться: зачем их собрали в Москве, заставив проехать тысячи километров? Чтобы выслушать непрофессиональное, неграмотное изложение варварской концепции неофита от культуры?

Как ни странно, это выступление (а ролик с заседания совета Министерство культуры выложило на своем сайте), которое кроме стыда за Карелию больше ничего не вызвало у нормальных людей, понравилось министру культуры России Мединскому. (В одной из своих книг он вспоминает, как когда-то посетил, приехав в Карелию, деревню Кижи, в которой церковь, которой не то 300, не то 400 лет.) Более того, настолько ему понравилась альтернативная концепция, что он нашел время не один раз встретиться с ее автором, водочным королем Карелии, как назвали Романова в одной из публикаций. Но при этом уведомить директора музея Э.В. Аверьянову об увольнении поручил одной из чиновниц своего министерства по телефону (!). Человека, отдавшего музею почти 20 лет, и около 15 из них в должности директора. Можно по-разному оценивать деятельность Эльвиры Валентиновны, но такой отставки она явно не заслуживает – ни как специалист, ни как человек, служивший Кижам верой и правдой многие годы. Министру культуры хамство как-то не пристало.

Может быть, секрет явной министерской благосклонности к новым кадрам стоит поискать в том, что за спиной Романова стоит партия «Единая Россия»? По крайней мере во время заседания совета при Минкульте РФ в группу поддержки Романова входил председатель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» А. Селянин. Еще один вопрос повис в воздухе: какова роль в этой истории члена Совета Федерации В. Федорова, помощником которого официально является сегодня И. Романов?

Сегодня, как и вчера, лейтмотивом всех выступлений, как депутатов, так и общественников, были крайнее возмущение и абсолютное неприятие столь одиозного кадрового решения.

Встреча продемонстрировала и еще одно очень положительное явление: кажется, в Карелии наконец-то появилось гражданское общество. Так что утверждение, что его у нас нет и не было, устарело. И оно, это гражданское общество, не просто родилось, оно оказалось способно заявить свою твердую позицию в вопросе сохранения мирового культурного наследия.

Лейтмотивом встречи стал лозунг «Спасем Кижи от Нелидова!». Простите, Андрей Витальевич, но уж такую память вы оставили о себе в Карелии за недолгое время пребывания у власти в республике.

А наиболее часто повторяемый вопрос сегодня был такой: чем еще мы можем  помочь Кижам?. Естественно, кроме подписи под обращениями к Президенту России В.В. Путину, в ЮНЕСКО. Счет там пошел на тысячи, а это уже общественное мнение. И если власть сделает вид, что его не слышит, то можно не только задать вопрос «Почему?», но и потребовать ответа. Пример здесь подало само Министерство культуры России. Когда один из членов совета при Минкульте поинтересовался, почему Романову с его невнятным докладом было предоставлено право выступить со столь высокой трибуны, он получил ответ: «Это общественное мнение. И оно имеет право быть услышанным».

 

Наташа Мартынова, из заонежского рода Ошевневых

Обсуждение началось еще до начала встречи

 

Фото Валентины Чаженгиной, Натальи Мешковой, Юлии Свинцовой и  пресс-службы музея-заповедника «Кижи»

 

Exit mobile version