Интернет-журнал «Лицей»

Весна патриарха

выступает Вепсский народный хор

Обычно вспоминают осень патриарха. Но писать об осени Вепсского народного хора, который отмечает в этом году свое 80-летие — согласитесь,  патриарший возраст, особенно для самодеятельного коллектива,  просто рука не поднимается. На пути к своему 100-летию, а хочется надеяться, что хор его отметит, ведь пережил он за свою жизнь самые разные невзгоды, известный коллектив сегодня  полон не только надежд на будущее, но и творческих планов, энтузиазма  и верности делу, которым занимается – сохранению вепсской народной песни.

Вепсов называют очень маленьким народом с очень богатой культурой и древней историей. Сегодня в России проживают около 6 тысяч вепсов, половина из них в нашей республике. Последние годы часто пишут о том, что наши вепсы известны сегодня во всем мире благодаря Шелтозерскому этнографическому музею, который является филиалом Национального музея Карелии и носит имя своего создателя – Рюрика Лонина,  и Вепсскому народному хору, созданному другим известным вепсом, внесшим столь же неоценимый  вклад в культуру многонациональной Карелии, – Василию Кононову. Правда, Василий Иванович не так долго руководил коллективом, сменил его Александр Никонов: предвоенные и послевоенные годы Вепсского хора связаны с его именем. Интересно, что вернувшись с войны в Шелтозеро, Никонов уже в 1945 году собрал певиц и возобновил деятельность хора и около 30 лет им руководил.

 

Во время юбилейного концерта, который состоялся 26 ноября в Национальном театре Карелии, представили всех участников нынешнего состава Вепсского народного хора, при этом часто звучало, что в коллективе выступали родители, что пела на сцене еще вместе с матерью, тетей или бабушкой. И только одного человека не представили подобным образом – нынешнего  руководителя  хора Людмилу Мелентьеву.  Хотя через два года она будет отмечать свой  «хоровой» юбилей  —  исполнится 40 лет, как она возглавила Вепсский народный хор.

Людмила Мелентьева

Дело в том, что Людмила Львовна Мелентьева – уроженка Архангельской области, училась в Петрозаводской консерватории, когда пятикурсницу попросили  поработать в Вепсском хоре. Все, да и она сама, предполагали, что временно. Еще бы: не знала вепсского языка, ветераны коллектива, которые пришли в хор еще до войны, смотрели на пришлого молодого специалиста с недоверием. Как сумела молодой хормейстер преодолеть все трудности и подводные камни – отдельный рассказ. Скажу лишь, что сегодня не  только за пределами, но и в сам Шелтозерье многие считают, что Людмила Мелентьева коренная вепсянка. А как же иначе? Пусть язык можно освоить, историю выучить по учебникам, а как быть с душой  народа, что вложена в каждую песню? Кстати, именно под руководством  Мелентьевой обычный сельский хор с традиционным в те годы репертуаром – песни советских композиторов, да две-три народные песни – стал  этнографическим коллективом, исполняет народные вепсские песни в подлинных старинных роспевах. Многие песни сегодня нашли и свое сценическое воплощение.

– Сейчас мы особое внимание уделяем мифологическим песням древнего эпоса вепсов, пополнили репертуар новыми композициями, – рассказала Людмила Мелентьева, ныне заслуженный работник культуры России и Карелии, лауреат премии «Душа России». – В вепсском фольклоре много своеобразного юмора, связанного с образами леса и хозяина леса.

За годы своей работы с Вепсским хором, Мелентьева побывала во всех регионах Северо-Запада, где издавна компактно проживают вепсы, записала десятки песен, ее книга о вепсской песне, вышедшая несколько лет назад, почти сразу стала бестселлером.

На Лонинских чтениях, которые в этом году были посвящены юбилею Вепсского народного хора, музыковед Ирина Семакова открыла очень большой секрет: Людмила Львовна Мелентьева и сама  пишет народные вепсские песни, именно вепсские и именно народные. И что?  Ведь у каждой народной песни когда-то был автор.

Самым впечатляющим моментом концерта, на мой взгляд, стала демонстрация сюжета старой кинохроники еще прошлого века: за столом собралась большая дружная семья Мелькиных из Шелтозера, в которой пели все – родители, дети, внуки. И вдруг с экрана песня сошла на сцену, в нее включились участники Вепсского хора, словно  принимая эту необычную символическую эстафету.

В финальной части концерта исполнители вышли в новых сценических костюмах

К  своему юбилею Вепсский народный хор начал готовится заранее, в концерте  прозвучали как песни, уже много лет живущие в его репертуаре, так и включенные в него недавно. На средства Федеральной целевой программы – а это 700 тысяч рублей – по архивным материалам Шелтозерского музея мастерицы «Карельской вышивки» сшили самодеятельным артистам новые концертные костюмы. По специальному заказу были сделаны новые музыкальные инструменты – народные флейты и рожки и самое необычное  вепсское кантеле.

– Аналогов этого старинного музыкального инструмента в нашей стране нет, – рассказали  в Центре национальных культур и народного творчества. – Это своего рода эксперимент. За основу взяли древний экспонат одного из музеев Финляндии.

Звучание вепсского кантеле услышали пришедшие на юбилейный концерт хора.

С 2010 года Вепсский народный хор ведет свою творческую деятельность на базе Центра национальных культур и народного творчества Карелии, что помогло не  только сохранить этот поистине уникальный коллектив, но вернуть его к активной творческой жизни.

На юбилейном вечере, а он стал настоящим праздником, было много поздравлений, цветов. Участникам хора и его руководителю вручили различные государственные награды – почетные грамоты, благодарственные письма. Но хотелось бы высказать еще одно пожелание – чтобы во время концерта на следующем юбилее рядом с Вепсским народным хором стоял его  детский хор-спутник, который сохранить не удалось, а он был. В нынешнем концерте участвовала пока детская вокальная группа. Может быть, найдутся в республике на это не такие уж большие деньги?

 

Фото автора

Exit mobile version