Интернет-журнал «Лицей»

Ван Альфена ждали три года

Фото с сайта plus.google.com
Роттердамский камерный оркестр Sinfonia Rotterdam под управлением дирижера Конрада ван Альфена в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории

Восторг у публики вызвал Роттердамский камерный оркестр Sinfonia Rotterdam под управлением дирижера Конрада ван Альфена, выступивший на фестивале «Белые ночи Карелии».

Вот уже второй раз ван Альфен приезжает в наш город с концертом. Впервые он посетил Петрозаводск в 2010 году, когда открывал VI Международный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии». На этот раз проект с участием маэстро и его коллектива вошел в программу IX фестиваля искусств. Он ждал три года и был наконец осуществлен благодаря поддержке Министерства Российской Федерации в рамках Года Россия-Голландия 2013.

Художественный руководитель фестиваля «Белые ночи Карелии» Виктор Горин во вступительном слове сообщил слушателям, что будет представлена чрезвычайно интересная, разнообразная программа. Сочинения Моцарта, Бетховена, Гайдна исполняются только тогда, когда можно показать уровень оркестра, что вне сомнения продемонстрировал Роттердамский оркестр. Гастроли этих музыкантов проходят по всему миру с невероятным успехом, которому они прежде всего обязаны дирижеру и художественному руководителю оркестра, его  основателю Конраду ван Альфену.

Под гостеприимные аплодисменты на сцену вышли оркестранты, а после генеральной настройки из-за кулис вылетел сам Конрад ван Альфен. Его обаятельная улыбка и неподдельный артистизм покорили зал с первого мгновения.

В первом отделении прозвучали два сочинения. Trittico («Триптих») голландского композитора Лекса ван Делдена (1919 — 1988) написан им в 1978 году. В России произведение малоизвестное, для Петрозаводска его представление стало премьерным. Кое-кто из слушателей прошептал: «Любитель альта…». Действительно соло альта звучало чаще, чем соло какой-либо другой партии. Поразил эффект неожиданной смены музыкальных образов, местами импрессионистских, а иногда урбанистических или механических, напоминающих кинематографический прием приближения крупного плана. При этом стройность композиции триптиха подчеркивал витиеватый лейтмотив, звучащий в основном у деревянных духовых инструментов, а также сольные фрагменты (альт, скрипка, виолончель).

Подготовиться к восприятию музыки другой эпохи помогла небольшая пауза, пока на сцену выдвигали рояль. Для исполнения Концерта для фортепиано №17 (Соль мажор) В.А. Моцарта был приглашен заслуженный артист России Евгений Михайлов. Он не раз принимал участие в фестивале «Белые ночи Карелии» и давно полюбился публике Петрозаводска.

Как считал Эмиль Гилельс, концерт №17 – один из сложнейших концертов Моцарта. В этот вечер он был исполнен великолепно: легко, грациозно. Темпераментный дирижер, за спиной которого находился рояль, с юмором и партнерской ловкостью оборачивался к пианисту, отдавая необходимые распоряжения оркестру яркими жестами.

 

Евгений Михайлов и камерный оркестр Sinfonia Rotterdam под управлением дирижера Конрада ван Альфена

Антракт, объявленный на пятнадцать минут, немного затянулся. Как только оркестранты стали заполнять свои места на сцене, зрители приметили, что не хватает исполнительницы партии первой скрипки. И вот Конрад ван Альфен выходит из-за кулис вместе с солисткой, американской скрипачкой Сарой Капустин, работающей в Нидерландах. В ней слушатели узнали ту самую, но переодевшуюся, первую скрипку.

 

Сара Капустин и Конрад ван Альфен

С оркестром Сара Капустин исполнила известный Романс №2 Фа мажор для скрипки с оркестром Л. Бетховена. Ее игра отличается индивидуальным почерком, убедительностью. После соло Сара Капустин заняла прежнее место первой скрипки.

Программу продолжила Симфония №85 Й. Гайдна – одна из тех шести, что композитор сочинил по заказу для Парижской Масонской ложи. Публика еще при жизни Гайдна дала ей название «Королева Франции». Изумительная музыка звучала свежо и волнующе, звучание было идеальным. Нельзя не отметить театральность дирижера: Конрад ван Альфен то легко подпрыгивал, то пританцовывал, то бросал резкие жесты. Возможно, благодаря необузданному дирижерскому темпераменту исполнение оркестра поразило слушателей до глубины души.

 

Конрад ван Альфен приветствует публику по-русски

Восхищенная публика щедро одаривала артистов аплодисментами, букетами цветов, после чего Конрад ван Альфен продолжил удивлять зал. Взяв в руки подготовленную заранее бумагу, он прочел на русском языке (!) с уверенной интонацией: «Дамы и Господа! Спасибо Виктору Горину за приглашение на этот фестиваль! Мы очень рады играть для вас. Нам нравится Петрозаводск. Спасибо!», после чего раздались более бурные овации.

Но и это еще не все. В заключение и без того необыкновенного концерта слушатели были очарованы еще одним сюрпризом. С первых звуков необъявленного биса все стали переглядываться в поисках ответа на вопрос: «Что за знакомая мелодия звучит?», но очень скоро все стало ясно. «Оренбургский пуховый платок» был исполнен с упоением, чуткостью. Казалось бы, кто как не русские музыканты может лучше исполнить русскую песню, однако инструментальная интерпретация оркестра голландских музыкантов оказалась необыкновенно душевной.

Остается надеяться, что камерный оркестр Sinfonia Rotterdam и маэстро Конрад ван Альфен еще не раз порадуют нас своим выступлением.

 Фото с сайта plus.google.com

 

Exit mobile version