Интернет-журнал «Лицей»

«Всё, что связано с Пошеховым, вдохновляет»

Станислав Пошехов
Станислав Пошехов

Александр Милицкий, ученик выдающегося музыканта, в память об учителе проводит Открытый республиканский фестиваль флейтистов имени С.В. Пошехова

«…Атмосфера на уроке царила удивительная, семейная. На стульчике у окна сидел Станислав Васильевич, за роялем его супруга, а под роялем их собака Леся», — рассказывает артист симфонического оркестра Карельской государственной филармонии Александр Милицкий. Личность его учителя была знаковой для Карелии, и потому родилась идея проводить ежегодный республиканский фестиваль. В этом году он проходит с 1 по 9 апреля.

 

Александр Милицкий

— Как вам удалось почти через девять лет после смерти Станислава Пошехова создать фестиваль?

— Дело в том, что Станислав Васильевич, работая в Петрозаводской консерватории, ввёл традицию чудесных весенних концертов. Когда его не стало, традиция оборвалась. И мне не хватало фестиваля: личность учителя сильно объединяла нас, учеников. Когда он ушел из жизни, пропали и формальные поводы для встреч, общей концертной деятельности. Мне хотелось ситуацию изменить, и в 2015 году в Специализированной школе искусств прошел первый концерт, посвященный Пошехову, который стал прообразом фестиваля.

Многие люди, знавшие Станислава Васильевича, с теплотой отнеслись к моему начинанию. В прошлом году мы, его ученики, выступали в консерватории и Городском выставочном зале. Это наша дань памяти учителю. Всё, что с ним связано, вдохновляет меня, поэтому хочется вернуть ему долг — в благодарность за подаренную им доброту, за его гений.

 

— В чём ярче всего проявился талант Пошехова?

— На этот вопрос сложно ответить, потому что Станислав Васильевич был многогранно одаренной личностью. В Карелию он приехал уже сложившимся музыкантом – исполнителем, лауреатом международного конкурса, выпускником Ленинградской консерватории. И сразу стал одним из столпов и симфонического оркестра филармонии (тогда он назывался симфоническим оркестром Карельского радио и телевидения), и Петрозаводской консерватории — в то время филиала Ленинградской. На протяжении сорока лет Пошехов формировал культурную среду Карелии, поскольку являлся тем магнитом, который притягивал в наш город молодых музыкантов со всей России и по-отечески их опекал. На него ориентировались все, а известные карельские композиторы, которые писали музыку для флейты, посвящали ее этому потрясающему исполнителю.

 

— Записи маэстро есть?

— У меня довольно много его записей и сольных, и в квинтете духовых деревянных инструментов, и сольных оркестровых партий. Мы с его женой Еленой Павловной их оцифровали, очень помог в этом ученик Пошехова Михаил Ушинин. Желающие могут их послушать, некоторые записи выпущены ограниченным тиражом на СD. Планируем в будущем записать всё на диски.

 

— Что отличало его манеру игры на флейте?

— Я впервые услышал и увидел Станислава Васильевича в Мурманске, когда учился там в музучилище, на концерте и мастер-классе. Восхитился очень культурной, тонкой, гармоничной и технически выверенной игрой, доносившей суть музыки, чувством вкуса и одухотворенностью, сценическим обаянием и благородным обликом: это был большой человек, бережно держащий в руках хрупкую, прекрасно звучащую флейту.

Позже я приехал в Петрозаводск на конкурс и после встречи со Станиславом Васильевичем понял, что должен учиться у него и прямо сейчас. Я перевёлся в школу искусств, и Пошехов, преподававший не только в консерватории, но и в этой школе, поддержал меня. Под его руководством я стал совсем другим музыкантом, он меня сильно изменил, вселил уверенность. С высокими баллами я поступил в Петрозаводскую консерваторию, где продолжал учиться у Станислава Васильевича.

 

Какие педагогические принципы Пошехова вы как преподаватель используете теперь в своей работе?

— Их сложно сформулировать, поскольку они шли от его личности, от человека мудрого, высокопрофессионального — надо обладать теми же качествами, и я к ним стремлюсь. В эмоциональном плане он был спокойным, уважительно относился к слабостям ученика и культивировал постепенное совершенствование. Станислав Васильевич никогда не повышал голос, хвалил, но не чрезмерно и умел не просто мотивировать — окрылять! Пара его замечаний по расстановке дыхания, правильному ведению фраз — и смысл произведения становился ясен.

У Станислава Васильевича часто один урок наезжал на другой, в классе присутствовали одновременно несколько человек, мы учились не стесняться играть перед публикой.

Для него было важно, чтобы студент чувствовал себя комфортно и хотел заниматься на инструменте. Он давал свободу самовыражения при условии уверенности, убедительности и, конечно, художественности исполнения. Мягкий по характеру, Станислав Васильевич настаивал, чтобы ученик понимал, что играет. Такими словами как «убедительно» и «осознанно» можно охарактеризовать его главные требования к выступлению студента.

Часты были просьбы Станислава Васильевича не форсировать, не давить на звук, а искать свой неповторимый тембр и звучание: «Не нужно ожидать полного принятия со стороны зала, даже если один из многих поймет и услышит замысел исполнителя — это уже успех». Пошехов учил не стремиться подчинить зал, призывал двигаться к «золотой середине», держаться баланса сердца и интеллекта.

Так Станислав Васильевич выстраивал базу своей школы, в основе которой были осмысленность образа и красивый звук, извлекаемый в том числе за счёт техники. Его методы давали отличные результаты: класс Пошехова славился своей виртуозной и высокохудожественной игрой.

Талант Станислава Васильевича проявлялся и в общении с учениками, с каждым он говорил о том, что было интересно обоим собеседникам, умел найти подход. Студент, не очень готовый к уроку, знал, что его можно перевести в русло разговора о любимой Пошеховым природе, рыбалке, об увлечении учителя вырезать из дерева (капы) статуэтки. И тем не менее к занятиям готовились, как правило, очень тщательно, поскольку это был вопрос чести — оправдать доверие классика, который разговаривает с тобой на равных.

 

— Как повлияли на вас беседы с учителем, его мировоззрение?

— Для меня он стал путеводной звездой. Казалось, рядом с ним бытие гармонизируется: решаются не только профессиональные проблемы, но и личные. Помню, как он чутко ощущал моё внутреннее состояние, и если я приходил угнетённым, неизменно поддерживал. Сочувствие и сопереживание возводили его в ранг близкого человека для многих.

От Станислава Васильевича мы не слышали ни сплетен, ни осуждений, что называется, “за глаза”. По этому поводу он приводил в пример своего знакомого музыканта-духовика, который не только всячески избегал обсуждать своих коллег, но и покидал такие беседы, мотивируя это тем, что у него от подобной информации портится звук и интонация.

Профессор нам рассказывал много притч, интересных историй. Они всегда были уместны, заставляли задуматься и что-то переосмыслить в себе, при этом Станислав Васильевич никогда не задевал человеческое достоинство. Пошехов учил нас не просто искусству игры на флейте, но искусству быть человеком.

Вообще, сложно говорить о своем учителе, когда чувства глубже, чем слова, но говорить и писать о близких людях нужно. Через воспоминания они возвращаются к нам. Станислав Васильевич был олицетворением эпохи, поколение которой от нас уходит. Поколение, несущее интеллигентность, культуру и душевную теплоту. Даже после его смерти он остался для меня высоким ориентиром, по которому я сверяю свою жизнь и работу: «Как бы поступил Станислав Васильевич?». Свет его далекой звезды не потускнел и продолжает вести меня по жизни.

 

Возможно, он привёл вас 2 апреля в один из торговых центров Петрозаводска с флэшмобом «Флейтовая ПАНдемия»: десять флейтистов, играющих прямо у эскалаторов центра? Было здорово!

— Целью такой необычной акции было желание почувствовать единение с людьми, и люди останавливались, слушали, подходили родители с детьми, интересуясь флейтой. В конце — и таким будет финал каждого нашего концерта — мы вместе сыграли тему бетховенской оды «К радости» — музыкальный символ, передающий дух фестиваля.

 

— Кто поддержал идею фестиваля?

— В нем участвует много людей, что неслучайно, поскольку задача — объединить почитателей Пошехова, флейтистов, отдать дань уважения Станиславу Васильевичу. Среди исполнителей ученики и педагоги музыкальных школ города, музыканты симфонического оркестра, педагоги консерватории, хор университета под руководством Николая Маташина, хорошо знавшая Пошехова группа «DROLLS», играющая мелодии европейского Средневековья.

Участники фестиваля

Музыка старины чудесна, а, если заглянуть в будущее, то каким вы слышите фестиваль?

— Надеюсь и верю, что он станет хорошей традицией, несмотря на все сложности, которые приходится преодолевать, что будет расти поколение исполнителей, регулярно играющих на этом фестивале, что интерес к инструменту в Карелии возродится, и это побудит родителей приводить своих детей в мир флейтовой музыки.

Программа фестиваля на ближайшие дни

3 апреля 19.00 — Концерт «Волшебная флейта мастера» (Большой зал Карельской государственной филармонии, ул. Кирова, 12). Вход свободный. Программа по ссылке: vk.com

6 апреля 17.00 — Концерт студентов класса флейты Петрозаводской государственной консерватории (Концертный зал Специализированной школы искусств, ул. Ленинградская, 19).

9 апреля 16.00 — Закрытие фестиваля: концерт друзей (Городской выставочный зал, пр. Ленина, 26).

 

 

Exit mobile version