«Не знаю я, как шествуют богини, но милая ступает по земле». В Музее изобразительных искусств открылась выставка «И это все о ней» .
Герой романа «Господин Великий Новгород» замечательного русского писателя и ученого Дмитрия Балашова новгородский купец Олекса, решив заказать иконописцу икону святой Параскевы, пришел в его мастерскую с молодой красавицей женой Домашей. Художник взялся за работу. Правда, Олексе не очень понравилось тогда, как мастер внимательно и оценивающе разглядывает его жену. Но вот в назначенный срок пришел купец забирать икону:
«Старшой поставил образ на треногий подстав. Отодвинулся. Смотрел Олекса и постепенно переставал слышать шум. Параскева смотрела на него глазами Домаши, промытыми страданием и мудрой жалостью. И лицо вроде непохоже: вытянут овал, удлинен на цареградский лад нос, рот уменьшен… Прибавил мастер лет – и не стара еще, а будто выжгло все плотское, обыденное; ушло, отлетело и осталась одна та красота, что живет до старости, до могилы, когда уж посекутся и поседеют волосы и морщинки побегут от глаз, – красота матерей и вдовиц безутешных.
– Вота она какая! – прошептал не то про Параскеву, не то про Домашу».
Во все века моделями для художников служили обыкновенные женщины, но на гениальных полотнах они становились Мадоннами – как в эпоху Возрождения, или прекрасными дамами – в Средневековье, загадочными незнакомками из другого мира, блистательными победительницами, очень земными, внешне даже грубоватыми и все-таки прекрасными, как в эпоху соцреализма. Удивительно, но о них вполне можно сказать словами В. Шекспира: «Не знаю я, как шествуют богини, но милая шагает по земле». Наши бабушки, матери именно шагали по земле.
«И это все о ней» – новая выставка в Музее изобразительных искусств собрала произведения XVII – XXI веков: иконы, живопись, графику, скульптуру, фотографии и арт-объекты. И объединила такие разные вещи Женщина. Выставка проходит в рамках творческого проекта КРОО «АРТ-Содружество» «Изобразительное искусство Северо-Запада: от петроглифов к новой реальности».
Традиционно женские выставки проводятся весной. Но трудно не согласиться с директором музея Натальей Вавиловой, что о женщинах можно говорить и посвящать им выставки в любое время года. Тем более что этот проект стал победителем конкурса среди выставочных проектов музеев Северо-Запада и получил грант Министерства культуры РФ.
Следует напомнить, что Музей изобразительных искусств Карелии, как и другие наши музеи, постоянный участник различных грантовых конкурсов, в первую очередь «Пространство Русского Севера» (фонд «Северстали»), «Меняющийся музей в меняющемся мире» (фонд Потанина). За последние годы музей получил дополнительно более двух миллионов рублей, которые пошли на создание мультимедийных, обучающих программ. Но вот грант на создание новой экспозиции он завоевал впервые. Проект был задуман еще год назад, отправлен на конкурс и получил поддержку. Ну а петрозаводчане и гости города получили новогодний подарок – новую выставку, которая, несомненно привлечет их внимание.
Здесь выставлены работы не только мужчин-художников, посвященные женщинам, но представлено и творчество женщин-художниц. Часть работ не знакомы широкой публике, так как выставляются впервые, а некоторые были созданы именно к этой выставке. Так, например, реставратор Александр Байер специально к выставке вернул к жизни картину выпускника Академии художеств Аркадия Строганова «Пробный урок», наполненную радостью творчества, юностью, каким-то особым весенним светом.
Обычно временные экспозиции в музее размещаются в трех-четырех залах, на этот раз ей отдано семь, но и этого оказалось мало. В фондах Музея изобразительных искусств хранятся сотни работ известных и молодых карельских художников, которые заслуживают того, чтобы быть представленными зрителям. Кстати, выставку открывают произведения западноевропейской живописи XVII — XVIII веков и также из фонда музея.
Но выставка не просто большая по экспозиционным площадям и количеству авторов, она дает интересную ретроспективу того, как менялся не только идеал женщины, но и отношение к ней в том или ином обществе. Возлюбленная, мать, властительница, труженица… Причем, менялся не только образ, но и язык художников.
За время работы выставки в музее пройдут занятия и лекции, посвященные проблемам женского здоровья и красоты, состоятся мастер-классы для детей и взрослых (о программе читайте на сайте artmuseum.karelia.ru). Кстати, на вернисаже работал магазин ювелирных украшений фабрики «Северная чернь», что находится в Великом Устюге (серьги, броши, кулоны, браслеты, гривны), а в одном из залов расположена сама выставка, посвященная старинному русскому художественному промыслу, существующему уже многие десятки лет.
Фото автора
На вернисаже (слева направо) кураторы выставки Ирина Куспак и Анита Дункерс, директор музея Наталья Вавилова, министр культуры Елена Богданова
Открытие выставки
Неизвестный художник. Портрет Марии Федоровны, жены Павла I. Вторая половина XVIII века. Копия работы французского художника Ж.Л. Вуаля
В. Овчинников. Утро в деревне. 1998 год. Из коллекции Музея нонкоформистского искусства, Санкт-Петербург
Михаил Юфа. Женский портрет. 1968 год
Михаил Цыбасов (1904-1967). Портрет женщины. 1935 год
Борис Калаушин (1928-1999). Женский портрет. 1966 год
Аркадий Строганов (1919-1978). Пробный урок. 1957 год
Александр Трифонов. Портрет Л. Соколовой. 1978 год
И. Тюльпанов. Портрет Дианы Виньковецкой, 2000 год. Из коллекции Музея нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
Маргарита Пермякова. Подружки на подушках
Фотоработы Ирины Ларионовой из проекта «Три поколения»