Интернет-журнал «Лицей»

Мариинка отдыхает

Renaissance Percussion в Карельской филармонии. Фото: vk.com/kgfptz
Renaissance Percussion в Карельской филармонии. Фото: vk.com/kgfptz

В Карельской филармонии состоялся концерт ансамбля Renaissance Percussion из Мариинского театра. Валерий Гергиев преподнёс петрозаводчанам настоящий подарок, взяв это выступление под личный контроль.

О своих впечатлениях от концерта пишет студентка Петрозаводской консерватории Наталья Горбунова.

 

8 октября в Мариинском театре был выходной. Не было ни репетиций, ни балетных и оперных спектаклей. А всё потому, что десять артистов-ударников Симфонического оркестра театра уехали в Петрозаводск, чтобы принять участие в ХХХ фестивале камерного искусства «Осенняя лира», захватив с собой почти полный комплект инструментов.

Администрация Карельской филармонии долго не могла поверить своему счастью, все же знают: в оркестре Гергиева «не забалуешь», вдруг концерт сорвётся… Честно говоря, гораздо легче было бы представить выступление на нашем фестивале именитого иностранного музыканта, чем Renaissance Percussion. Но Валерий Абисалович преподнёс петрозаводчанам настоящий подарок, взяв это выступление под личный контроль.

Зал филармонии был полон. Обладатели программок находили в них знакомые фамилии: Свиридов, Римский-Корсаков, Артемьев… На задних креслах балкона в ожидании начала оживленно переговаривались артисты местного симфонического оркестра. Сцена была заполнена барабанами всех форм и размеров, маримбами, вибрафонами, колоколами, гонгами, тарелками и тарелочками, ветряной машиной, а также всевозможной ударной мелочью типа палочек, деревяшечек, свистков, флексотона и бог знает чего ещё. К инструментам Мариинского театра добавились инструменты не только Карельской филармонии, но и Петрозаводской консерватории. Прямо под сценой сиротливо стоял открытый футляр со скрипкой, напоминая чеховское ружьё.

Первое отделение началось так оглушительно, что опасения за неотключенные телефоны моментально сменились опасениями за слушателей, сидящих в первых рядах партера. Время от времени к ударникам присоединялись «люди в черном» — приглашённые солисты Симфонического оркестра филармонии. Из-за отсутствия места на сцене медники, эти короли оркестра, стояли кучкой вдалеке, на обочине сцены, – там, где в симфонических концертах обычно ютятся ударники.

Пожалуй, одним из самых сильных номеров программы стала музыка из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» с большим количеством медных инструментов, соло на трубе – Александр Казарин. Не менее блестяще прозвучала музыка из «Сибириады» и других фильмов, а также фантазия на темы рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», соло на скрипке – Екатерина Исаева.

Вообще-то в среде музыкантов переложения классики для ансамблей ударных не приветствуются, поскольку есть великое количество музыки, написанной специально для них. Но в случае с Renaissance Percussion речь идет не о простой переозвучке шедевров, а о принципиально новой их версии. Яркий тому пример – совершенно невероятная интерпретация «Песни Индийского гостя» — гораздо более индийского, чем у классика, и даже немного рóкового.

Репертуар ансамбля не ограничивается классикой и музыкой кино. Из чистой ударной музыки слушателям наверняка запомнилась пьеса «Отражение» для солирующего хэндпана (в народе больше известного как ханг) в исполнении автора Владимира Маслова и Михаила Ведункина.

Подробную информацию об ансамбле Renaissance Percussion найти сложно, и теперь мы поняли почему: некогда им заниматься пиаром при такой занятости в бесконечных репетициях и выступлениях. Но живое впечатление, конечно, работает лучше всякой рекламы.

Захваченные бешеными ритмами и неземными звуками, люди в зале радовались, как дети, и категорически не хотели отпускать артистов. А во время исполнения Trio Per Uno (в вольном переводе – «Сообразим на троих») современного классика ударной музыки Нейбоши Живковича публика, казалось, боялась дышать.

Так что же произошло 8 октября на сцене филармонии? Мы получили прекрасный концерт от первоклассных музыкантов. Слушатели ушли домой, наполненные восторгом, изумлением, огромной радостью, но это не всё.

Автографы после концерта

Ещё мы на практике убедились, что камерная музыка может быть не менее интересной и не менее эффектной, чем симфоническая. Фестиваль «Осенняя лира» ещё не раз это подтвердит. Впереди выступление известного пианиста Алексея Любимова и виртуозного скрипача Станислава Малышева (14 октября, 19:00), а также фортепианный вечер с Рувимом Островским – почётным гостем фестиваля (25 октября, 19:00).

 

Наталья Горбунова, 

студентка V курса  (Музыковедение) Петрозаводской государственной консерватории

им. А.К. Глазунова

 

Exit mobile version