Коллектив Татьяны Гринденко можно назвать двуликим Янусом: это одновременно аутентичный ансамбль барочной музыки и Opus Posth.
О концерте ансамбля солистов «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко на фестивале «Осенняя лира» Карельской филармонии рассказывает студент Петрозаводской консерватории Федор Соломенцев.
Каждую осень Карельская государственная филармония устраивает праздник для петрозаводских меломанов — фестиваль камерной музыки «Осенняя лира». Принять участие в нём приезжают как именитые музыканты, так и молодые, только начинающие свою творческую карьеру.
Нынешний год стал юбилейным — фестиваль «Осенняя лира» проходит в Петрозаводске тридцатый раз. 9 октября состоялся концерт ансамбля солистов «Академия старинной музыки», руководит которым народная артистка России Татьяна Гринденко. Татьяна Гринденко не первый раз приезжает со своим коллективом в Петрозаводск, и всегда их принимают здесь с теплотой.
Коллектив Татьяны Гринденко можно назвать двуликим Янусом: это одновременно аутентичный ансамбль барочной музыки и Opus Posth, то есть ансамбль, исполняющий музыку, написанную после всех музыкальных опусов. Исходя из концепции композитора Владимира Мартынова, музыкальные идеи которого ансамбль воплощает в звуке, такую музыку можно назвать постмузыкой.
Удивительно, что коллектив смотрит в прошлое и будущее одними глазами, разговаривает с ними на одном языке, и музыка XVII и XXI веков звучит в их исполнении одинаково органично.
В первом отделении концерта исполнялась музыка XVII-XVIII века – «Фантазии» Генри Перселла (1659 — 1695) и кантата Ah! Crudel, nel pianto mio Георга Фридриха Генделя (1685 — 1759).
Оба композитора связаны с Англией: Генри Перселл — англичанин по рождению, Георг Фридрих Гендель, хотя и родился в Германии, долгое время жил в ней, образование получил в Италии, с 1712 года обосновался в Лондоне, где стал придворным композитором. Помимо прозвучавших на концерте, в репертуар ансамбля входят многие другие произведения этих композиторов.
Для концерта из наследия Пёрселла были выбраны «Фантазии», которые нельзя напрямую отнести ни к духовной музыке, ни к светской. Скорее всего можно предположить, что это музыкальное рассуждение молодого композитора о прошлом в широком смысле слова, поскольку написаны эти произведения для инструментов, которые уже в ту эпоху практически не использовались. Это были сочинения не для церкви, бала, какого-либо королевского ритуала и вообще, по словам Татьяны Гринденко, не для услаждения слушателей. Эта музыкальная медитация писалась композитором для самого себя. Пёрселл заглядывает в предшествующую ему музыкальную эпоху. Старинные инструменты сходятся и расходятся в музыкальных темах, переплетаются, и музыка движется вперед, вслед за мыслью композитора, рассуждающего о прошлом. На концерте были исполнены две фантазии для трех инструментов и две — для четырех.
Очевиден философский смысл выбора произведения — музыканты заглянули не только в прошлое, в эпоху Пёрселла, но вместе с ним и в предпрошлое. Ансамбль заставил зал задуматься не только о днях минувших, но и о том, насколько музыка, написанная четыре века назад, не современная уже на момент своего создания, оказывается созвучной настроениям и мыслям слушателей первой четверти XXI века.
Далее прозвучала кантата Генделя, состоящая из симфонической части и трех арий, разделенных речитативами. Партию меццо-сопрано исполнила Наталья Павлова, солистка Московской филармонии и Московского молодежного оперного театра, с 2015 года выступающая и в оперных театрах Италии. Ей удалось передать достаточно драматический смысл кантаты, в котором сменяют друг друга отчаянье влюбленного и надежда на взаимность. Публика откликнулась на выступление певицы восторженно.
На бис была исполнена ария Альмирены Lascia ch’io pianga из оперы Генделя «Ринальдо».
Второе отделение — музыка нашего современника Владимира Мартынова, написанная им для спектакля «Старик и море», который был поставлен в театре имени Вахтангова к столетию Юрия Любимова. В 2017 году, на премьере театральной постановки, прозвучала лишь запись этой музыки в исполнении ансамбля Татьяны Гринденко. На концерте же саундтрек к спектаклю предстал в живом исполнении.
Ансамблю удалось заставить зрителей представить описанную Эрнестом Хемингуэем притчу о Старике и Большой рыбе, из поединка которых Старик вышел победителем.
Начало саундтрека — фонограмма, запись песни Chan Chan певца Компайя Сегундо, сразу указывает публике на место действия: кубинская деревня на берегу океана. На фонограмму незаметно наслаивается гудящий звук контрабаса, звучание песни постепенно затухает и затем ансамбль органично начинает повествование. Тема деревни в виде композиции кубинского певца вновь появляется в момент возвращения Старика на берег после длительной борьбы с Рыбой, акулами, пожравшими Рыбу, и Морем. Затем снова звучит ансамбль, повествуя о том, как измученный борьбой Старик заснул в отчаянии от того, что рыбу съели акулы, а на берегу стоит лодка, к которой привязан остов громадной рыбы.
Но мальчик, прежде оставивший старика по настоянию родителей, считавших Старика неудачливым рыбаком, возвращается к нему, потому что ещё многому должен научиться у Старика. Он понимает, что Старик победил.
Когда музыка смолкла, зал аплодировал стоя. Музыкантам удалось донести идею спектакля, повествующего о борьбе и достойной старости.
Поразительна не только исполненная музыка, не только прекрасное звучание ансамбля, но и подбор программы, показавшей движение музыкальной мысли сквозь века, цельность этой мысли и преемственность.
Музыканты разговаривали со временем и дали возможность слушателям стать участниками этого разговора.
Фёдор Соломенцев,
студент Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова