Очень субъективные заметки с фотовыставки «Петрозаводск: зимний ракурс» в Национальном музее Карелии
Город, с которым нас знакомит выставка, прекрасен: романтичен, поэтичен. Только одно «но»: в нем нет жизни. Нет того Петрозаводска, в котором мы живем. Разного – и ужасного, и прекрасного. Одним словом, живого.
Я пришла пораньше, чтобы не торопясь и без помех посмотреть и отснять экспозицию, в которую включены работы как профессиональных фотографов, скорее фотохудожников, так и любителей. Разница не очень большая и это понятно: талант есть талант, и если он есть – его не скроешь.
Но вот во время вернисажа я вдруг вспомнила историю, буквально недавно где-то прочитанную не то в интернете, не то в печатных СМИ, которые еще читаю. Это было письмо девушки, ее пригласили в гости друзья из-за границы, с которыми она переписывалась. В ходе переписки она отправила свой портрет, сделанный прекрасным фотографом. Перед съемкой она сходила к стилисту, который удачно нашел ее образ. И вот она отправилась в гости за рубеж, встретить ее должны были на вокзале. Своих друзей она увидела сразу, а вот они ее… не узнали: рассматривали всех приезжих, несколько раз вглядывались и в ее лицо – и проходили мимо.
Ассоциация возникла не случайно. Такое впечатление было у меня после знакомства с выставкой. Я не видела там города, в котором, правда, не родилась, но прожила не одно десятилетие, из которого мечтаю уехать, но, уезжая даже на месяц, вдруг обнаруживаю, что скучаю без него.
Город, с которым нас знакомит выставка, прекрасен: романтичен, поэтичен, как поется в какой-то песне, «город, похожий на сон». Только одно «но»: в нем нет жизни. Нет того Петрозаводска, в котором мы живем. Разного – и ужасного, и прекрасного. Одним словом, живого. В котором снег не только белый и пушистый, но и черный от сажи и копоти, выхлопов машин. В городских дворах которого красиво стоят не по две-три разноцветных машины, словно украшая его, а десятка полтора грязноватых, часто старых, кое-как брошенных по всей территории «консервных банок» (это злобствуют жильцы, у которых их нет). А крупный, белый пушистый снег, тихо падающий на город и словно играющий роль драпировки, красиво скрывает не только силуэты старых, вековой давности строений, но и облупленную штукатурку, отваливавшуюся лепнину, разнокалиберные балконы, уродующие их. Только наше Онежское озеро, которое делает Петрозаводск уникальным, всегда прекрасно. И благодаря которому нам завидуют все, кто приезжает в наш город.
И тогда я вспомнила еще одну выставку здесь же, в Национальном музее. Она напомнила нам о Петрозаводске 50-х годов прошлого века. Провинциальный, иногда просто убогий, только-только выбирающийся из послевоенных развалин город. Но родной и живой, не с картинки. К тому же те снимки имели еще и историческую ценность.
На вернисаже прозвучала такие слова: «Город словно с открытки». Все верно. Я бы даже сказала, с глянцевой открытки. Любая из фотографий могла бы украсить настенный календарь, стать презентационной открыткой: работы авторов в большинстве случаев превосходные, их увезут с собой тысячи туристы — при условии, конечно, что сами найдут этот волшебный город. Который, как сказала героиня одного советского фильма, «красивше не бывает!».
Лично я бы назвала выставку по-иному — «Город, который мы потеряли». Или теряем из года в год? А может быть, я не поняла смысл и цель выставки, которые заключались в том, чтобы показать нам, что же мы теряем? И в каком городе могли бы жить?