Что происходит в кино Карелии сегодня? Об этом газете «СК-новости» Союза кинематографистов России рассказал Алексей Бабенко. Публикуем его интервью.
«В советское время Карелия была крупной локационной киноплощадкой. «…А зори здесь тихие», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Любовь и голуби» – эти картины объединял аскетичный и в то же время предельно фактурный фон карельской природы».
После декабрьского пленума Союза кинематографистов России новые подразделения открылись сразу в пяти регионах страны – Республиках Бурятия и Карелия, Омской, Тюменской и Челябинской областях. Алексей Бабенко, руководитель представительства СК России в Республике Карелия, рассказывает о кинематографе края сегодня.
— Алексей, с чего все началось?
— С того, что в основную программу Открытого кинофестиваля «Киношок-2017» были отобраны два карельских полнометражных фильма: «Ананас» режиссера Владимира Рудака – на этой ленте я был
продюсером и оператором-постановщиком – и «Последний романтик» режиссера и продюсера Ивана Кульнева. Картины создавались на одном энтузиазме, и поэтому так важно было внимание к ним со стороны Союза кинематографистов России и организаторов фестиваля. Кроме бесценного опыта общения с коллегами, знакомства с региональной программой поддержки молодых кинематографистов Молодежного центра СК мы получили признание в своем регионе. Поддержка была и со стороны
людей, которые вложили свои силы в создание этих фильмов, и со стороны чиновников министерства культуры республики.
В советское время Карелия была крупной локационной киноплощадкой. «…А зори здесь тихие», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Любовь и голуби» – эти картины объединял аскетичный и в то же время предельно фактурный фон карельской природы. Но собственного кинопроизводства, в отличие от многих регионов России, в республике не было.
— Подразделение Союза кинематографистов России в Карелии открылось на базе уже существующего объединения – Союза кинематографистов Республики Карелия…
— В 2016 году мы, кинематографисты, пришли в министерство культуры региона. Разговор стал важным опытом и для нас, и для республиканских властей.
Историческая специфика «транзитного» кинопроизводства привела к тому, что в ряду культурных явлений, таких, как театры, музеи, библиотеки, поддерживаемых государством, кинематограф просто не существовал. Единственным возможным выходом в сложившихся обстоятельствах стала для нас работа с грантами. Мы зарегистрировали общественную организацию, и начался процесс осмысления не столько творческих аспектов кинематографа, сколько социальной и образовательной роли этого уникального созидательного процесса.
Отсутствие кинематографического поля привело к тому, что рассказывать о кино как сфере практической деятельности пришлось не только чиновникам, но буквально всем, с кем мы общались
– бизнесменам, коллегам-телевизионщикам, студентам созданной нашим подразделением киношколы, журналистам…
— Можно ли говорить о ярко выраженной специфике регионального кинематографа и особенностях его восприятия именно со стороны общества?
— Да, основная задача, которую надо решить, – это разрушить неверие людей в свои силы. Сегодня, в век развития цифровых технологий, кинематограф перестал зависеть от технических параметров. На
первый план вышли личностная смелость художников, широта мышления, культурный, профессиональный и творческий багаж. И здесь специфика провинции, описанная еще Чеховым, проявляется в полной мере. Хочешь снимать кино? «В Москву, в Москву, в Москву…», туда, где ритм большого города захватит и вовлечет… «Надо, господа, дело делать!» – чеховский рецепт на все времена. И он об одном – о труде. Дело тогда начинает приносить плоды, когда ты вкладываешь в него силы и время.
— Как складываются ваши горизонтальные связи? Знаком ли опыт других регионов? Как вы общаетесь?
— Наше вхождение в киносообщество началось с «круглого стола» по развитию регионального кино, организованного осенью 2017 года Молодежным центром Союза кинематографистов России в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. И уже зимой 2018 года я на Всероссийском питчинге дебютантов в Екатеринбурге успешно защитил проект создания документального фильма
«Поморский ковчег».
Мой личный опыт показал, что подготовка и участие в питчинге кинофестиваля «Человек труда» сыграли принципиальную роль в сближении представителей кинорегионов, защищавших свои проекты.
— Вы так много внимания уделяете образованию! Не мешает ли это творчеству?
— Обучение – это базовый вопрос в развитии регионального кино. С нашим партнером – Петрозаводским государственным университетом – разрабатываются совместные международные образовательные программы по направлениям «кинорежиссура» и «кинопродюсерство», а также учебный план киношколы для студентов и абитуриентов. Университет будет участвовать в формировании электронной
базы данных профессионалов киноиндустрии и выступать как стажировочная площадка для творческих и технических специалистов региона.
В декабре 2018 года были приняты поправки в закон о культуре Республики Карелия. Там впервые прозвучало: «поддержка кинопроизводства».
Вопрос о вхождении в Союз кинематографистов России был первостепенен. Открытие представительства в декабре 2018 года стало признанием нашей работы. Ну и, конечно, большой ответственностью…
— В чем выражается ответственность?
— В переходе на новый уровень профессионализма. В планах – творческая реализация. Я как режиссер и продюсер приступаю к работе над игровой картиной под рабочим названием «Хау а ю» – это диалоговое кино, в котором хочется совместить энтузиазм и профессиональный подход.
Владимир Рудак подготовил несколько сценариев, часть из которых уже нашла поддержку у московских продюсеров. Иван Кульнев работает над популярной сейчас малой формой кино – интернет-сериалом.
В июне 2019 года запланировано проведение международного кинофорума в Петрозаводске, в ходе которого пройдет питчинг проектов, мастер-классы известных режиссеров, продюсеров, а также технических специалистов из России и Финляндии.
Осенью 2020 года будет организована рабочая поездка в Университет прикладных наук «Карелия» (Финляндия), где пройдут встречи с представителями кинокомпаний Финляндии. Будут созданы профильные сервисы для населения – киношкола и «киноинкубатор», а для профессионалов киноиндустрии – карта локаций с подробным описанием территорий и VR-съемкой.
Мы уверены, что при поддержке Союза кинематографистов России Республика Карелия снова станет уникальной, удобной в работе профессиональной киноплощадкой страны.
— Считается, что региональные отделения Союза кинематографистов всегда являются дотационными. Можете поделиться вашим опытом привлечения средств на развитие кинематографа?
— Практика показала, что самым реалистичным методом является работа с фондами. Во-первых, они открыты именно некоммерческим общественным организациям; во-вторых, тема развития кинематографа оказалась востребованной, особенно в свете рекомендаций президента России о развитии некоммерческого сектора в сфере культуры. На гранты было подано три вида заявок регионального, федерального и международного масштабов.
Процесс подачи документов с одной стороны творчество, с другой – рутина. Он занимает от трех месяцев до одного года. Фонд президентских грантов поддержал два проекта.
Один из них – «Создание межплатформенного мультимедийного проекта «Поморский ковчег. Дневник». Это двадцатисерийный документальный интернет-сериал о развитии ремесел края.
Второй – образовательная программа, которую мы разработали вместе с Молодежным центром Союза кинематографистов России «Расширение ресурсов площадки непрерывного творческого образования в сфере кинематографа «Киношкола «Labsinema.space» за счет освоения методов онлайн-обучения».
Программа приграничного сотрудничества ENI Karelia поддержала проект «Развитие локальных
кинематографических ресурсов для регионального развития приграничных территорий Республики Карелия и Финляндии Lokki». Проект посвящен комплексному развитию киноиндустрии в приграничных
районах. Будет создана единственная в Карелии профессиональная киностудия с павильоном для съемок фильмов, сформирована база данных профильных специалистов киноиндустрии. Грант главы Республики Карелия был направлен на развитие дистанционного образования в сфере кино.
Несмотря на такие официальные названия, за каждым проектом стоят конкретные мероприятия, которые развивают инфраструктуру регионального отделения.
Беседу вела Юлия Волкова
Источник: «Алексей Бабенко: «Надо, господа, дело делать!» – чеховский рецепт на все времена»»