Интернет-журнал «Лицей»

Евгений Евтушенко: «Во всемирной отзывчивости должна быть наша национальная идея» (видео)

Евгений Евтушенко. Фото Ирины Ларионовой
Евгений Евтушенко. Фото Ирины Ларионовой

С  аншлагом, как и всегда, прошла  встреча поэта с читателями в Петрозаводске.  Но впервые на ней не прозвучали ответы на вопросы, ради которых кто-то пришел.

Программой они были предусмотрены, но по какой-то причине отменены.  Правда, о том, что волнует сегодня поэта,  понять можно было без труда.  Вспомнилось, как в не столь отдаленные времена мы мастерски умели читать между строк.

— Что случилось в 1968 году? — спросил Евтушенко у зала перед тем, как начать чтение поэмы «Дора Франко», посвященной событиям того года, и не только в личной жизни.  Был обрадован, услышав  ответ: «Чехословакия…».  23 августа 1968 года, после ввода советских войск в мятежную Чехословакию,  поэт написал одно из самых знаменитых  своих стихотворений «Танки идут по Праге».

Следующий вопрос Евтушенко залу «Кто такой Ян Палах?» остался без ответа или не был им услышан. Ян Палах, напомнил поэт,  — чешский студент, сторонник идеи социализма с человеческим лицом, который в 68-м поджег себя, протестуя против советских танков в Праге.

Евгений Евтушенко признался: ему жаль, что многие его стихи до сей поры не потеряли своей актуальности.

— Был бы счастлив, если бы  я читал «Бабий Яр»  и какая-нибудь девочка спросила: «Евгений Александрович, а что такое антисемитизм?»

 

Поэт, по его признанию, очень любит импровизировать. Накануне он познакомился с молодым композитором Анастасией Сало, выпускницей Петрозаводской консерватории.

— Она мне очень понравилась. Я люблю читать под музыку, если  есть какое-то взаимное понимание.

Дуэт с Настей получился гармоничным и проникновенным, что подтвердили горячие аплодисменты зала.  Под ее музыкальное сопровождение на рояле Евгений Евтушенко  прочел два стихотворения, посвященных жене Маше, и еще одно —  самоубийству двух девочек, Насти и Лизы, сбросившихся с крыши высотного дома.  Для ухода из жизни видимых причин у них не было, семьи благополучные, учились хорошо. Вот только одна девочка незадолго до гибели написала в своем Твиттере: «Быть может, без меня мир будет лучше».  Трагедия потрясла поэта:

Не будет никогда в России счастья

для вас, другие Лиза или Настя,

пока она вас к сердцу не прижмет.

 

Своей неугасающей страстностью,  гражданским темпераментом поэт, невзирая на годы и болезни,  всё так же зажигает публику.  Вчера в Большом зале Петрозаводской консерватории собрались не только свидетели пика славы Евтушенко в 60-е-80-е годы, но и молодежь, что его порадовало: «Много хороших лиц в зале».  Людей было так много, что сидели на ступеньках и перед началом встречи организаторам даже пришлось перекрыть вход.

Ко всем, не только в зале, обращены слова Евтушенко, как нельзя более злободневные:

—  У нас искусственно пытаются создать национальную идею. Зачем? Она есть и началась с Пушкина и его няни. Пушкин был западником и одновременно славянофилом,  всемирно отзывчивым человеком. Вот какой должна быть наша национальная идея — идея всемирной отзывчивости!

В прочитанном под занавес встречи стихотворении Евтушенко, считающий себя, как и все его ровесники, участником Великой Отечественной, обратился к соотечественникам с напоминанием:

кончаются войны не жестом Фемиды,

а только, когда забывая обиды,

войну убивают в себе инвалиды,

войною разрезанные пополам.

Евгений Евтушенко и Анастасия Сало. Фото Николая Абрамова

 Фото Ирины Ларионовой и Михаила Мешкова

Видео Михаила Мешкова

 На видео поэт вспоминает 1968 год (c 41-й сек.), читает поэму «Дора Франко» (с 10 мин. 52 сек.) , импровизирует с композитором Анастасией Сало ( с 17 мин. 08 сек.) и рассуждает о Пушкине и национальной идее (с 25 мин. 28 сек.)

Exit mobile version