Интернет-журнал «Лицей»

Страсти вокруг Преображенки

Реставрация 22-главого Спасо-Преображенского собора на острове Кижи вновь стала темой пресс-конференции.
 
{hsimage|Спасо-Преображенский собор ||||} Ее провели 22 февраля директор НИИ историко-теоретических проблем народного зодчества при ПетрГУ Вячеслав Орфинский и архитектор-реставратор высшей категории Александр Попов. Вот уже несколько лет ученые-оппозиционеры «не успокаиваются», публично заявляют о своих опасениях, что после проводимой реставрации ансамбль Кижского погоста будет исключен из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
Пресс-конференция прошла после опубликования официального отчета музея-заповедника «Кижи» о ходе реставрационных работ в 2010 году и накануне очередного приезда в Карелию миссии Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этот раз представители ЮНЕСКО, судя по сообщениям, выразили готовность встретиться с учеными-реставраторами, придерживающимися другой точки зрения на ход и метод реставрации Преображенки. Если коротко, то суть претензий ученых-оппозиционеров в том, что на уникальном храме ставится эксперимент, метод лифтинга, которым ведется реставрация, не был до начала работ опробован ни на одном серьезном аналогичном объекте. Работы ведутся без применения исторических технологий и окружены завесой тайны: ученых-реставраторов по сути дела не допускают до проектно-сметной документации, детального знакомства с ходом реконструкции, ссылаясь на то, что применяемый на реставрации храма метод это ноу-хау.
 
Выступая еще в октябре 2010 года на федеральном научно-методическом совете Министерства культуры РФ, А. Попов говорил: «Я хочу проанализировать проект, обсудить его, разобраться в том, как и что будет реставрироваться. Пока я не имею возможности этого сделать. Поэтому приходится делать выводы из того, что вижу и слышу». Это же А. Попов повторил и на пресс-конференции.
 
Я понимаю, если бы такое любопытство проявлял обыватель-любитель, но когда речь идет об ученом с мировым именем, каким является В. Орфинский, и специалисте такой квалификации как А. Попов, полное игнорирование их мнения и устранение от проводимых на острове работы вызывает, четно говоря, удивление. Обвинение их в развертывании собственной пиар-акции тоже не выдерживает критики. У музея-заповедника «Кижи» свои весомые аргументы: проект реставрации одобрен ведущими экспертами России, прошел все согласования в соответствующих федеральных ведомствах и был одобрен экспертами ЮНЕСКО. Не доверять им нет оснований.
 
Но вмешательство в этот вопрос так называемой общественности еще более неуместно. Здесь должны говорить только специалисты-реставраторы. Остается надежда, что это станет возможным благодаря экспертам миссии ЮНЕСКО. Никто не утверждает, что априори право на истину имеют только Орфинский и Попов, но выслушать их точку зрения, их доводы и предложения должны все заинтересованные в успешном завершении реставрационных работ на Спасо-Преображенском соборе в Кижах. Тем более, что все, какой бы точки зрения они ни придерживались, руководствуются только одним – заботой о сохранении уникального Кижского комплекса.
Exit mobile version