Интернет-журнал «Лицей»

«Мы это сделали!»

фото Марии Голубевой
Петровская ассамблея прошла в ДТДиЮ Петрозаводска

Более 100 карельских ребятишек собрались на Петровской ассамблее, посвященной 310-летию столицы Карелии.

Событие, организатором которого выступило Минобразования республики, проводилось впервые. Прежде праздники для деток с серьезными диагнозами обычно проводились в специализированных учебных заведениях. Столь масштабная встреча проводилась в Карелии первый раз.

Ольга Прыгун, директор коррекционной школы-интерната № 22, один из организаторов проекта, подчеркнула:

 Каждый особенный ребенок имеет право заявить о себе и почувствовать себя значимым. 

На сцене, помимо ребят с особенностями развития, которые в основном пели, их здоровые ровесники выступали с танцевальными номерами. Зал принимал всех одинаково тепло и радостно.

Выступление сводного ансамбля Стангрит-цента и

Изюминкой концерта стал выход творческого коллектива под руководством Сергея Стангрита. Сергей Яковлевич 16 лет руководит ансамблем «Джинс-кантеле». На этот раз «Джинсы» выступали со сводным ансамблем Стангрит-центра – в нем занимаются обычные дети и ребятишки с особенностями развития. Именно таким подходом, в котором основной упор сделан не на диагноз ребенка, а на его внутреннюю потребность самовыразиться и творить, руководствуется педагог, композитор и музыкальный терапевт.

 Все дети и взрослые нуждаются в новых впечатлениях, ощущениях,  уверен Сергей Яковлевич.  Для меня сцена не противопоставляется реальности. Скорее, она обостряет ощущение  жизни, ее биений и ритмов. Такой выход в люди и есть одно из проявлений жизни. Сцена оттеняет, расцвечивает другие события.

Многие ребята участвовали в ассамблее в составе групп коррекционных учебных заведений. Абсолютно все участники сводного ансамбля Стангрит-центра были с мамами или папами, которые с радостью поделились своими впечатлениями.

По словам Александры, мамы ребенка с расстройством аутичного спектра, для них это был первый выход на сцену:

 Сначала у нас вышла небольшая заминка со стульями, и мой сын занервничал, но потом успокоился. Мне понравилось, что здоровые и особые дети были вместе  это полезно для всех. Зал встречал нас очень тепло! Сейчас мне даже не верится, что когда-то от нас с ребенком все отворачивались и махали руками  мол, с аутистами мы не работаем.

Александр, папа еще одного особого ребенка, рассказывает:

 Этот первый выход на сцену очень важен! У моего сына громадные сложности с коммуникацией, он пока не говорит. Но общий ритм, музыка, совместные эмоции включают его в мир. Это явно заметно по тому, как сын рвётся на занятия. Выступление ансамбля, на мой взгляд, получилось очень цельным и заводным, в музыке чувствовались и искренность, и класс аранжировки.

 Меня вдохновляет как сама музыка  она сильно отличается от обычно исполняемой в детских садиках и школах, так и сам факт, что мы на большой сцене и нас туда пустили, да еще вроде и получилось,  поделилась Наталья, мама особого малыша.  Сына я еле увела, так ему понравилось происходящее! Меня до сих пор не покидает ощущение, которое можно передать так: «Yes, yes, yes!!! Мы это сделали!». И самое, на мой взгляд, важное, что после таких выступлений наше будущее не выглядит таким уж мрачным! К тому же, когда говоришь, что ребенок выступил во Дворце творчества, это вызывает уважение окружающих. Подруга тоже рассказывала, как в школе удивились, когда она сказала, что ребенок идет выступать.

Практически все дети ансамбля Стангрит-центра сразу же после выступления ушли домой. Просто потому, что деткам-аутистам очень сложно находиться среди большого количества людей в незнакомой обстановке. Концерт продолжался, а затем ассамблея перенеслась из зала в светлый просторный холл.

Однако, для многих танцевальный мастер-класс оказался бесполезным. Дети видели перед собой красивых людей в старинных костюмах, но выделывать разнообразные па ребята в колясках, увы, не могли. Как не могли ощутить всё великолепие концерта глухонемые дети, которым о происходящем рассказывала сурдопереводчик, вкладывавшая все свои чувства в плавные или, наоборот, динамичные движения, которые заменяли музыку.

На сцене выступали дети из коррекционных учебных заведений

Концерт и развлекательная программа, к сожалению, не учитывали своеобразия особых детей. Так, аутисты не выносят суеты, шума и обилия людей, одни дети не слышат, а другие в инвалидных креслах не могут танцевать… Не все участники праздника дождались сладкого угощения  приятный сюрприз значился последним пунктом праздничной программы.

 

Разовая акция не решит проблем инклюзивного образования в целом или пандусов в частности, которых нет даже во Дворце творчества, не сделает доступным транспорт. Остается верить, что будущая ассамблея пройдет уже через год, а не в следующий юбилей столицы Карелии, и потребности особых детей будут учтены на ней уже с поправкой на прошедший праздник. Ребятам любого возраста, а вместе с ними их родителям, очень хочется быть принятыми в общество.

Фото автора
 
 
 
Exit mobile version