logo 10/2000

Портрет и вокруг


Директор на музейном перекрестке

- Не ощущаете ли вы какого-то дискомфорта оттого, что 40-летие музея совпало с его капитальным ремонтом?

Некоторые сомнения все-таки были, прежде чем я задала этот вопрос Наталье Вавиловой, директору Музея изобразительных искусств Карелии. Этично ли начинать беседу таким образом? Быть может, сложившаяся ситуация - самое больное место в сегодняшней жизни коллектива? Ответ развеял все сомнения:

- Да я просто счастлива, что ремонт идет полным ходом! Естественно, трудностей в работе добавилось. Но каждый отметит, что у нас, несмотря ни на что, уютно, что все работают с увлечением, ждут перемен, а главное - у всех столько идей, столько планов, что не верить в их осуществление просто невозможно! Я работаю в удивительном, прекрасном коллективе. Что касается юбилея, то и к этому событию сделано немало, ведь музей продолжает жить полноценной, яркой жизнью.

На рабочем столе Натальи Ивановны книга, еще сохраняющая запах типографской краски, - "Дом на площади". Она рассказывает об истории музея. Выход издания приурочен к юбилейной дате и создан на средства, заработанные музеем в рамках работы по одному из грантов фонда Сороса - всего за последнее время музеем выиграно 4 гранта. Проект носит название "Музейный перекресток", его руководитель Наталья Вавилова.

- Настоящее всегда на перекрестке, - говорит она с увлечением. - Позади прошлое, опыт успехов, ошибок, наработок. Будущее - впереди, мы думаем, мечтаем о нем, строим планы. Но живем в настоящем, на перекрестке между прошлым и будущим, и оно определяет нашу жизнь сегодня, о нем необходимо заботиться в первую очередь.

Директором музея Наталья Ивановна работает четвертый год. Год 2000-й проходит в юбилейных хлопотах.

- Наш "музей за забором", так мы шутливо называем себя теперь, решил не отказываться от всего, что связано со знаменательной датой, - продолжает она. - Готовиться к этому было непросто, ремонт есть ремонт. Но надо было видеть, как наши люди, преданные своему делу, откликались на любые предложения. Мы буквально подвергали себя мозговым атакам на планерках, всевозможных начинаний и идей было не занимать. Сейчас у нас работают 18 абонементов, и все они посвящены юбилейной дате. Открылся образовательный сезон в Союзе композиторов абонементом "Шесть вечеров с Музеем изобразительных искусств". И это не случайно, это тоже своеобразный перекресток, где встречаются изобразительное искусство и музыка. Не менее интересны и другие абонементы, посвященные 300-летию Петрозаводска, международному году Баха, творчеству карельских художников и другим темам. В этом году мы впервые "вывозим" абонементы за пределы нашего города, в Кондопогу, например. Дело хлопотное, но важное и нужное. Одна из главных задач - проведение выставок. Остановлюсь лишь на одной из них - "Дары и дарители", которая открылась в помещении Государственного краеведческого музея. Ни для кого не секрет, что на пополнение коллекций музея сейчас средств не хватает. Но есть бескорыстные люди и целые организации, которые дарят нам картины, книги, какие-то интересные экспонаты - это друзья музея. Помогают кто чем может. С ними в Республиканском музейном центре 20 октября, именно в день открытия, которое состоялось 40 лет назад, мы скромно отмечали и наш юбилей. Готовим и проводим выставки в районах республики - Кондопоге, Сегеже, Олонце, Костомукше.

Музей объединяет не только искусства, идет постоянный научный поиск. На основе исследований сложных явлений в области современного изобразительного искусства, возникли многие инициативы. Например, открытие первой международной триеннале искусств совместно с уже известной в республике группой "Арт-Контакт". Это интересно, любопытно, а кроме всего, подобные акции естественным образом стимулируют стремление "не прозевать", не пройти мимо главного, значительного, заметить его на музейном перекрестке.

Юбилей - это не только какие-то крупные акции, но это и не очень заметные, на первый взгляд, однако дорогие и значительные для нас дела. Например, мы привели в порядок наши фотографии, систематизировали их, приобрели альбомы, и теперь у нас есть своя собственная история в фотоснимках.

- Первым директором музея была Мария Васильевна Попова. Поддерживаете ли вы связи с нею?

- С ее именем связаны трудные годы жизни музея, годы становления. Мария Васильевна - самый дорогой наш гость. Это - большая личность, и большое счастье видеть Марию Васильевну, общаться с нею, знать, что она всегда рядом с нами. И здесь уместно сказать о том, что традиции музея живы и что немало замечательных людей работают у нас сейчас.

- Вы можете их назвать?

- Это задача не из простых, потому что справедливее всего было бы назвать имена всех сотрудников музея.

Наталья Вавилова прошла поэтапно школу тех, кого сейчас - кто с уважением, а кто с неодобрением - называют чиновниками. Она работала в комсомоле, затем в обкоме партии, где занималась вопросами культуры, с отличием окончила высшую партийную школу. Многие годы проработала в Министерстве культуры республики, последние годы в должности заместителя министра. Каково было оказаться на музейном перекрестке, заняться другой работой?

- Во-первых, не следует думать, что чиновник отвлечен от конкретных дел, - говорит она. - Мне, к примеру, довелось в свое время перерыть массу документов, когда я работала еще в обкоме партии, чтобы убедить себя и других в необходимости создания Музея изобразительных искусств. И именно в этом здании. Что касается перехода на другую работу, то он для меня не был трудным, даже наоборот - долгожданным и радостным.

- Значит, и само здание музея знакомо вам давно?

- Скажу больше: здесь еще девочкой я занималась в балетной студии. Это было в ту пору, когда в здании размещался Дворец пионеров. Практически оно всегда, исключая весьма непродолжительный период времени, было просветительским. Все это я хорошо помню и знаю, потому что родилась в Петрозаводске, очень люблю Карелию и хочу, чтобы у нас всем жилось хорошо.

- Какие детские воспоминания наиболее дороги для вас?

- Новогодние елки в бараке, где жила наша семья. Мой папа по долгу службы был связан с Петрозаводским высшим пехотным училищем. Мама была большим романтиком, мечтала стать штурманом и даже окончила речной техникум. Работала, правда, на суше. Нас у нее было трое - три сестры. Вместе с бабушкой мы занимали комнату и маленькую кухоньку в бараке. И в этой единственной комнате в Новый год у нас всегда стояла огромная елка и мы украшали ее игрушками, в том числе самодельными, конфетами, пряниками. Было весело, хорошо...

- Первое ваше образование музыкальное?

- Да, я выпускница Петрозаводского дошкольного педагогического училища, сейчас оно носит другое название. По окончании работала в Шуе, музыкальным руководителем в детском саду. Помню, детишки кричали, когда я шла на работу: "Идите скорей! Музыкальная приехала!". Счастливое было время, молодость... Потом заочно училась в Ленинграде в Герценовском педагогическои институте. Изучала психологию и педагогику и преподавала эти дисциплины у нас в педагогическом училище. Много занималась общественной работой.

- С музыкой связана и ваша личная жизнь, ваш муж - известный композитор Геннадий Вавилов. Но сейчас вы возглавляете Музей изобразительных искусств. Если не секрет, каковы ваши пристрастия?

- Очень люблю море, люблю, когда изображают воду... Вообще любовь к живописи жила во мне всегда. А музей воспринимаю, как второй дом. Мне все здесь дорого и не стыдно заниматься ничем. В санитарный день мы все вместе отскабливаем, отмываем наши стены, и посторонних у нас в такие дни не бывает.

- Как только пришли в музей, чем занялись?

- Простите, но пришлось туалетными комнатами. Получилось, хотя бюджетных денег не было. Но тут на наше счастье приехали люди из Москвы, им необходимо было снять на кинопленку несколько старинных икон. Я предложила им заплатить за эту возможность. Так и появились деньги на то, что мне казалось необходимым в первую очередь.

В непринужденной беседе о сугубо бытовых проблемах ненадолго забываешь, что Наталья Вавилова - член Правления Национального благотворительного фонда цифровых изображений музейных коллекций с центром в Москве. И что музей - соучредитель этого фонда наряду, к примеру, с Третьяковской галереей. Работники музея осваивают новые подходы и технологии, без этого не мыслят будущее. Новые технологии используются в делопроизводстве и научном архиве музея. На трех рабочих местах в музее установлена информационная система "КАМИС 3.0" (грант ИОО). Она предназначена для ведения учета и хранения фондов, создания интернет-каталогов. Информация о работе музея регулярно появляется на сервере "Карелия", где имеется сайт музея, и "Музеи России". Освоены компьютерные версии выставок.

- Наталья Ивановна, каким вам видится музей после ремонта и когда он производился в последний раз?

- Зданию музея около двухсот лет, но капитального ремонта здесь по сути дела никогда не было. Все настолько обветшало, что дальнейшая работа в этом помещении была бы просто невозможна. Все должно измениться до неузнаваемости. Будет восстановлена анфилада залов. После споров о том, существовала ли она здесь вообще или нет, я доказала, что существовала. Это и документами подтверждается, и путем элементарного простукивания стен. Музей с анфиладой залов - какой директор не мечтает о таком?! У нас организован временный творческий коллектив по созданию новой концепции постоянной экспозиции. Его возглавляет Владимир Георгиевич Платонов, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России и Карелии. У нас будет новый зал - зал скульптуры. По-особому следует представить карельское искусство. Необходимо сделать специальный вход для инвалидов, продумать летнюю экспозицию...

- Вы уверены, что посетители по достоинству оценят этот нелегкий труд, будут посещать музей и при этом требования рынка будут приняты в расчет?

- В этом нет никаких сомнений, все зависит прежде всего от нашей заинтересованности. Даже сейчас, когда мы на ремонте и работаем с посетителями в разных залах города и республики, прекрасно раскупаются абонементы, выставки посещаются. Люди вообще устали от рекламы, от предлагаемых телепрограмм, возникает естественная тяга к прекрасному. Мы стараемся помочь им в этом. Сейчас, например, готовимся к рождественской выставке "Выпусти птицу", где образ птицы будет представлен, как образ счастья, детства.

- О чем, кроме окончания ремонта, мечтает директор, находясь на музейном перекрестке?

У директора есть две большие мечты. Первая - построить музейный дворик. Чтобы человек после посещения выставки или перед тем, как войти в стены музея, мог посидеть, подумать, помечтать о возвышенном... И вторая - создать художественную галерею современного карельского искусства. Наши художники интересны, многие их работы уникальны, они востребованы за рубежом. Надо, чтобы и у себя дома была возможность себя показать.



Наталья Красавцева


Редакция | Наш форум