logo 10/2000

Школьный юмор


"СПИСЫВАЕТ, НО НЕ У ТЕХ!"

Не хотелось бы обойти вниманием и наших учителей. Они тоже создатели школьного фольклора, и их творчество порой почище афоризмов Козьмы Пруткова. Наши многострадальные дневники хранят эти быстрые, в сердцах написанные строки, которые со временем обретают самостоятельную жизнь и, как подлинные произведения искусства, цитируются самими виновниками этих замечаний, их родителями, родственниками.

На вопрос "Хранятся ли в вашем семейном архиве школьные дневники?" - 26 из ста опрошенных ответили "да" и 74 - "нет", но 25 из этих 74 сожалеют об этом.

Обратимся к самим записям. Наиболее распространенная категория - констатация тех или иных отрицательных моментов из жизни конкретного ученика. "Опоздал на урок", "Прогулял три урока", "Забыл тетрадь". Но на такого рода записях останавливаться не буду, есть куда более интересные.

На мои глаза попался "ретродневник", так бы я назвала дневник мамы одной моей подруги. На его пожелтевших страницах я прочитала следующие замечания: "Стреляла из рогатки в портрет Толстого", "Забыла дома пионерский галстук", "Сбежала с пионерского сбора", "Сдает в металлолом садовый инвентарь". Вот так мама! После знакомства с этим дневником я взглянула на нее совсем другими глазами.

Но в основном я изучала современные дневники. Вот некоторые примеры из них. Из категории "добрых" учительских советов: "Починить будильник. Опаздывает каждый день", "Списывает, но не у тех". Следовательно, надо менять объект списывания?

Прямой диалог с родителями: "Товарищи родители! 17 марта в 19 часов приглашаем на родительское собрание. Явка обязательна!". "Просьба придти в школу. Есть разговор" или "11 октября в школе День открытых дверей. Серьезно".

Лирическая тема: "День влюбленных был в феврале, а сейчас конец четверти". Из этой же серии с многоточием: "Вся в мечтах...", "Забыла зачем пришла в школу..." или "Сменить духи...Учитель физики не может вести урок".

Замечания по конкретным школьным предметам: "Бегал на уроке физкультуры", "Сигареты в школу взял, а лыжи забыл", "На иностранном языке ругался английскими матами", "Вместо тетради по информатике сдал порнографический журнал", "На геометрии не было циркуля. Окружность рисует монеткой. А если деньги кончатся?"

Замечание преподавателя литературы: "Не знает текстов. Пусть хоть учебник прочитает".

Из серии риторических вопросов: "Где домашнее задание? Опять на даче?".

"Экологические заметки": "Съел цветок. Принести новый".

Словом, учителя обладают хорошим чувством юмора и являются мастерами лаконичного, а оттого особо сложного жанра школьных замечаний. С другой стороны, когда педагога довели, бывает, что чувство юмора ему может изменить. Случается и так, что учитель рассчитывает на чувство юмора родителей, пытаясь таким образом разрешить ту или иную ситуацию.

В общем, школьные дневники следует хранить, они представляют собой немалую историческую и лингвистическую ценность. По ним тоже можно судить о времени.



Арина ИСАЕВА,
одиннадцатиклассница 13-й петрозаводской школы


Редакция | Наш форум