logo 11/2000

Школьный фольклор


"ЧАЦКИЙ БЫЛ ОЧЕНЬ УМНЫЙ, А ОТ УМА ВСЕ ГОРЕ"

Школьные сочинения - это своеобразное ученическое литературоведение. Этот жанр школьного фольклора признан повсеместно, и многие педагоги хранят "перлы" своих учеников. Отрывки из сочинений публикуются в газетах, мы их с удовольствием читаем, открывая порой неизведанное в хорошо известных произведениях русской и зарубежной литературы.

Приведу нигде не опубликованные и собранные специально для этой работы цитаты из школьных сочинений.

"Герасим был немой, потому и собаку назвал на своем языке".

"Кирсанов сидел в кустах, но все, что не надо, видел".

"Базаров делал всякие опыты на лягушках, потому что в усадьбе Кирсанова куда ни плюнь - везде эти твари".

"Катерина, Катерина! Разве это выход? У тебя вся жизнь впереди, а ты - топиться".

"Пейзаж вокруг был очень красивый, натюрморт - тоже".

"Чацкий был очень умный, а от ума все горе".

"Ленский был поэт, за это Онегин его и убил".

"Семь раз отмерь, один раз отрежь" - гласит народная мудрость. А Базаров, наоборот, - семь раз отрежет, один отмерит".

"Мертвых душ" Чичиков набрал полным-полно, да с ними каши не сваришь - мертвые, а тем более - души!"

"Молчалин молчит, а Скалозуб все время скалит зубы".

"Плюшкин ничего не выбрасывал, и оттого весь дом у него покрылся плесенью".

"Я вас любил..." - пишет Пушкин. Значит, уже не любит, хотя и оправдывается".

Многие из этих цитат заслуживают, на мой взгляд, права стать афоризмами. Жаль, что не удалось познакомиться с ними авторам исследуемых литературных произведений.

Кстати, 12 из 100 опрошенных хранят в своем доме школьные сочинения, порой даже не одного поколения.

Хотелось бы познакомить читателей "Лицея" с результатами моего исследования, посвященного некоторым юмористическим аспектам школьного фольклора. В опросе принимали участие сто учащихся 6-10 классов разных школ Петрозаводска и республики.

1. Если ты прогулял урок или опоздал, пользуешься ли ты оправдалками? Ответы: "Да" - 60%, "Нет" - 20%, "В некоторой степени" - 20%.

2. Помогают ли они тебе? "Да" - 42%, "Нет" - 8 %, "В некоторых случаях" - 50%.

3. Называешь ли ты истинные причины опозданий или прогулов? "Да" - 13%, "Нет" - 18%, "Иногда" - 69%.

4. Как ты относишься к замечаниям и записям в твоем дневнике? "Серьезно" - 10%, "С долей юмора"- 23%, "Они меня раздражают" - 30%, "Равнодушно" - 15%, "Боюсь реакции родителей" - 22%.

5. Как твои родители относятся к записям и замечаниям в твоем дневнике? "Серьезно" - 43%, "С долей юмора" - 20%, "Меня ругают" - 16%, "Наказывают" - 14%, "Относятся равнодушно" - 7%.

6. Хранятся ли в вашем семейном архиве школьные дневники? "Да"- 26%, "Нет" - 74%.

7. Хранятся ли в вашем семейном архиве школьные сочинения? "Да" - 12%, "Нет" - 88%.

8. Цитируются ли в вашей семье удачные фрагменты школьного фольклора? "Да" - 31%, "Нет" - 69%.

Школьная жизнь полна напряжения, стрессов, как для учеников, так и для учителей. Любая напряженная работа требует непременной психологической разгрузки - именно такую роль играют перечисленные мною жанры школьного фольклора. И огромное спасибо их авторам за неуемную фантазию и чувство юмора.

Материалы этой публикации могут быть использованы на уроке психологии в исследовании взаимоотношений "учитель-ученик". В игре, конкурсе, КВН можно дать командам веселое задание придумать или домыслить ту или иную "оправдалку", На уроке русского языка в работе над стилем можно использовать смешные отрывки из сочинений с целью найти в них стилистические ошибки и то же самое сказать грамотно.



Арина ИСАЕВА,
одиннадцатиклассница 13-й петрозаводской школы


Редакция | Наш форум