Школьный фольклор | |
"ЧАЦКИЙ БЫЛ ОЧЕНЬ УМНЫЙ, А ОТ УМА ВСЕ ГОРЕ" Школьные сочинения - это своеобразное ученическое литературоведение. Этот жанр школьного фольклора признан повсеместно, и многие педагоги хранят "перлы" своих учеников. Отрывки из сочинений публикуются в газетах, мы их с удовольствием читаем, открывая порой неизведанное в хорошо известных произведениях русской и зарубежной литературы. Приведу нигде не опубликованные и собранные специально для этой работы цитаты из школьных сочинений. "Герасим был немой, потому и собаку назвал на своем языке". "Кирсанов сидел в кустах, но все, что не надо, видел". "Базаров делал всякие опыты на лягушках, потому что в усадьбе Кирсанова куда ни плюнь - везде эти твари". "Катерина, Катерина! Разве это выход? У тебя вся жизнь впереди, а ты - топиться". "Пейзаж вокруг был очень красивый, натюрморт - тоже". "Чацкий был очень умный, а от ума все горе". "Ленский был поэт, за это Онегин его и убил". "Семь раз отмерь, один раз отрежь" - гласит народная мудрость. А Базаров, наоборот, - семь раз отрежет, один отмерит". "Мертвых душ" Чичиков набрал полным-полно, да с ними каши не сваришь - мертвые, а тем более - души!" "Молчалин молчит, а Скалозуб все время скалит зубы". "Плюшкин ничего не выбрасывал, и оттого весь дом у него покрылся плесенью". "Я вас любил..." - пишет Пушкин. Значит, уже не любит, хотя и оправдывается". Многие из этих цитат заслуживают, на мой взгляд, права стать афоризмами. Жаль, что не удалось познакомиться с ними авторам исследуемых литературных произведений. Кстати, 12 из 100 опрошенных хранят в своем доме школьные сочинения, порой даже не одного поколения. Хотелось бы познакомить читателей "Лицея" с результатами моего исследования, посвященного некоторым юмористическим аспектам школьного фольклора. В опросе принимали участие сто учащихся 6-10 классов разных школ Петрозаводска и республики. 1. Если ты прогулял урок или опоздал, пользуешься ли ты оправдалками? Ответы: "Да" - 60%, "Нет" - 20%, "В некоторой степени" - 20%. 2. Помогают ли они тебе? "Да" - 42%, "Нет" - 8 %, "В некоторых случаях" - 50%. 3. Называешь ли ты истинные причины опозданий или прогулов? "Да" - 13%, "Нет" - 18%, "Иногда" - 69%. 4. Как ты относишься к замечаниям и записям в твоем дневнике? "Серьезно" - 10%, "С долей юмора"- 23%, "Они меня раздражают" - 30%, "Равнодушно" - 15%, "Боюсь реакции родителей" - 22%. 5. Как твои родители относятся к записям и замечаниям в твоем дневнике? "Серьезно" - 43%, "С долей юмора" - 20%, "Меня ругают" - 16%, "Наказывают" - 14%, "Относятся равнодушно" - 7%. 6. Хранятся ли в вашем семейном архиве школьные дневники? "Да"- 26%, "Нет" - 74%. 7. Хранятся ли в вашем семейном архиве школьные сочинения? "Да" - 12%, "Нет" - 88%. 8. Цитируются ли в вашей семье удачные фрагменты школьного фольклора? "Да" - 31%, "Нет" - 69%. Школьная жизнь полна напряжения, стрессов, как для учеников, так и для учителей. Любая напряженная работа требует непременной психологической разгрузки - именно такую роль играют перечисленные мною жанры школьного фольклора. И огромное спасибо их авторам за неуемную фантазию и чувство юмора. Материалы этой публикации могут быть использованы на уроке психологии в исследовании взаимоотношений "учитель-ученик". В игре, конкурсе, КВН можно дать командам веселое задание придумать или домыслить ту или иную "оправдалку", На уроке русского языка в работе над стилем можно использовать смешные отрывки из сочинений с целью найти в них стилистические ошибки и то же самое сказать грамотно.
Редакция | Наш форум |