logo 1/2002

Незабытое старое


Начало было так далёко

Первые сезоны Русской драмы

Это случилось на следующий день после Рождества. 26 декабря (по старому стилю) во втором часу пополудни в присутствии олонецкого губернатора Н.В. Протасьева и других официальных лиц было совершено освящение Народного дома, выстроенного в районе Пушкинской улицы Петрозаводским попечительством о народной трезвости. Предназначение дома состояло в отвлечении городского населения "от чрезмерного употребления спиртных напитков" путем проведения там "разнообразных чтений и многоразличных развлечений", как было сказано в одной из речей, но не только. Общество надеялось, что содержание чтений, представлений и публичных бесед будет "отрезвлять ум, сердце и волю народа". Так говорилось в заметке, опубликованной в "Олонецких губернских ведомостях" 1 января 1907 года.

Эта благородная просветительская программа начала осуществляться вечером того же дня: в двухъярусном театральном зале открылся занавес с изображением "иноземного южного ландшафта", и на фоне барских хором и огородов стали разыгрываться нешуточные страсти XVII века. "Каширской стариной", пьесой Дмитрия Аверкиева, когда-то гремевшей в столицах, начался наш театр.

Впервые петрозаводская публика увидела профессиональную труппу - приглашенную в город на весь сезон, а не на короткие гастроли, и не кружок любителей, среди которых можно было узнать своего соседа-учителя или чиновника из присутствия. В Петрозаводск - центр Олонецкой губернии, а по сути маленький провинциальный город с населением менее 15 тысяч человек, добраться в который можно было только на лошадях или по воде, - приехали петербургские артисты.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: в столице погорел Новый театр Лидии Яворской, и актерам пришлось искать новый ангажемент. Тут-то и выходит на историческую сцену дотоле ничем не знаменитый заонежский крестьянин Иван Филиппович Савельев. Бывший машинист сцены одного из петербургских театров - вот и все, что известно о нашем первом театральном антрепренере. Однако можно себе представить, насколько же захватило этого крестьянского сына, неведомо как оказавшегося в столице, чудо театра, раз взялся он за такую авантюру - создание в Петрозаводске своего театрального предприятия. И создал-таки: нашел помещение - на десять лет сдали ему в аренду зал Народного дома, нашел финансовых покровителей из состоятельных горожан, набрал труппу. Однажды даже не удержался - сам вышел на сцену в роли Самозванца в пушкинском "Борисе Годунове" (и, по свидетельству очевидцев, потерпел провал).

Крайне скудны сведения о тех первых сезонах. Известно, что техническое оснащение театра находилось на довольно низком уровне. Только к 1910 году Народный дом был оборудован электрическим освещением, а мебель для сценической обстановки бралась напрокат у населения - в обмен на бесплатные билеты. В репертуаре, типичном для тогдашнего провинциального театра, соседствовали классика - Островский, Грибоедов, Пушкин, А.К. Толстой, - новая драма - Горький, Андреев - и масса мелодрам, водевилей, фарсов. Узнать же что-то о самих спектаклях, увы, уже невозможно: театральной критики в городе, естественно, еще не было, и нам остались лишь краткие отзывы в прессе. Впрочем, в этих газетных строчках есть свое обаяние: "Начало хорошее. Исполнители понравились, особенно в конце пьесы. Немного мешал суфлер - конечно, зрителям, а не актерам", - писали "Олонецкие губернские ведомости" о "Каширской старине"; а вот отзыв о спектакле "Злоба дня" по пьесе Н.А. Потехина: "Женский персонал опять был не на высоте своего призвания. Нужно заметить, что г-жи Дукшинская и Васильева были не в своих ролях, что и сказалось на исполнении. Более чем странно заставлять водевильную артистку исполнять роли "гранд-дам".

Труппа И.Ф. Савельева закончила свое существование по вине роковой случайности: в ночь с 3 на 4 ноября 1910 года пожар уничтожил здание Народного дома. Но прошло немного времени, и театр воскрес уже по воле нового антрепренера и на новом месте. Летом 1912 года по инициативе заезжего предпринимателя А.П. Волкова в городе был построен Летний театр (примерно там же, где и сейчас располагается сцена в Парке культуры и отдыха). Новую труппу возглавил актер Суворинского театра Борис Александрович Бертельс, позже не раз возвращавшийся сюда играть и ставить спектакли. К концу сезона Волков не сумел покрыть убытки, и по условиям договора здание перешло в собственность городских властей. Так театр в Петрозаводске стал государственным делом.

В 1913 году начался новый этап в истории театральной жизни города. По существовавшей тогда практике труппа набиралась на сезон; ее состав в петрозаводских летних сезонах стал более стабильным, а актерские силы - гораздо более значительными. Отыграв зимний сезон в столице, сюда ехали актеры Александринского и Суворинского театров, и среди них те, чьи имена вошли в историю русского театра ХХ века.

Леонид Сергеевич Вивьен - будущий художественный руководитель и главный режиссер Александринки, а тогда начинающий премьер. Именно в Петрозаводске он поставил свой первый спектакль - "Привидения" Ибсена (в 1915 году). Ах, как из-за него разгорелись однажды страсти среди публики, которой показалось, что ее любимца слишком критически оценивают в прессе! Еще бы: "Если бы Борис был в замысле автора таким, каким его нам обрисовал Л.С. Вивьен, Катерине не пришлось бы страдать и топиться: она бы его не полюбила. Некрасивый по гриму, нерешительный в жестах и тоне, пришибленный и придавленный, полугорбатый и полуслепой Борис в сравнении с мужем Катерины был и непригляднее его по внешности, и мизернее по духу". Но это исключение; зрители же совершенно справедливо полюбили его за роли, сыгранные "глубоко продуманно, искренно и сильно". Неизменно высокую оценку получала игра Николая Васильевича Смолича - будущего мастера оперной режиссуры, полвека спустя поставившего у нас знаменитую "Кумоху", александринцев Наталии Сергеевны Рашевской и Константина Николаевича Вертышева.

Благодаря тому, что основу труппы составляли петербуржцы, до Петрозаводска быстро доходили новинки драматургии, а на сцене появлялись перенесенные из столицы спектакли. Профессиональный уровень труппы позволял поддерживать определенную планку качества репертуара и постановок. Это, конечно же, воспитывало и публику, и критику. Впервые наши зрители познакомились со сценической интерпретацией драматургии Чехова: в 1913 году состоялись премьеры "Дяди Вани" и водевилей, в 1915 - "Трех сестер" и "Чайки". Примерно в одно время со столицами здесь была представлена инсценировка "Идиота". В основном театр работал в русле общего психологического направления, в котором одновременно существовали постановки пьес Чехова и Островского, Андреева и А.К. Толстого, инсценировки романов Тургенева и Достоевского. В этом общереалистическом течении смешались и слились в один поток применительно к спросу среднего провинциального зрителя достижения актерского и нового, режиссерского, театров.

Заслуга в появлении на нашей сцене новых веяний принадлежит Николаю Васильевичу Петрову - актеру и режиссеру-реформатору, возглавлявшему впоследствии Ленинградский Академический театр драмы. Именно ему наш театр обязан первым применением приемов стилизации и условного театра (самый яркий тому пример - постановка "Маскарада"). Он же стал организатором первой театральной студии в Петрозаводске, и "студиотки" участвовали в спектаклях театра. Словом, начиная с 1913 года, Петрозаводск включился в общероссийскую театральную жизнь.

Летний театр, вмещавший около девятисот человек, почти всегда был полон, а в бенефисы - переполнен. В прессе даже сетовали на недоступность театра для широкой публики: "Цены на театральные билеты очень высоки. Впрочем, городу нет нужды их понижать. В Петрозаводске теперь много пришлого состоятельного элемента, которого не удивишь никакими ценами, почему все спектакли проходят при полных сборах. А что городской театр благодаря высоким ценам недоступен для большинства горожан, об этом опять управа не подумала. Дороговизна городского театра имеет только одно оправдание: в театре играет хорошая труппа". Театр посещало не только население Петрозаводска, но и жители окрестных сел и деревень, а также торгующие крестьяне, съезжавшиеся в город. Еще одно свидетельство популярности театра - публикации рецензий почти в каждом номере ежедневной частной газеты "Олонецкое эхо" и обзоров местной театральной жизни в столичном журнале "Театр и искусство".

Следствием успеха стало то, что в 1918 году, после установления в городе Советской власти и образования в губернском Наркомпросе подотдела искусств, театральное дело возглавил уже хорошо знакомый петрозаводчанам Н.В. Петров, а во вновь набранную труппу вошли многие известные актеры: Н.С. Рашевская, А.П. Есипович, Е.П. Корчагина-Александровская, К.Н. Вертышев, Ю.Н. Юрьин, Н.П. Шаповаленко и другие. Так сохранилась связь времен.

Впереди у театра были новые этапы жизни и творчества, много славных имен, легендарных спектаклей. Они еще ждут своих исследователей. Мы перелистали лишь первые страницы этой ненаписанной книги.

На снимках: здание Летнего театра; програмка 1914 года, открытие летнего сезона; Ю.Н.Юрьин в спектакле "Горе от ума".



Юлия Генделева


Редакция | Наш форум