logo 11/2002

Подробности


Свобода, способная "взбеситься"

Недавно в Хельсинки прошли "Дни журналистики", организованные Союзом журналистов Финляндии. Такие "дни" у наших соседей проходят с давних пор и регулярно, - нынче устроители распространили анкету с вопросом, не превратить ли их в ежегодные.

Известно, что финский Союз журналистов - это профсоюз, как и иные он заключает соглашения с работодателями, контролирует соблюдение законодательства о труде и уровень оплаты в редакциях и т. д. и т.д. Кроме того, Союз журналистов огромное внимание уделяет работе Комиссии по журналистской этике, а также Совета по СМИ. Эти два авторитетных органа действуют в сфере этической саморегламентации журналистского сообщества. Они представляют собой высший арбитраж в спорах вокруг любых изданий, статей и журналистов.

Мероприятие домашнее: "дни" проводятся финнами и для финнов. Однако в нынешнем году учредители пригласили к участию журналистов из Карелии и стран Балтии. Карельскую журналистику на финском языке представили опытные и знающие люди - супруги Коломайнены: Роберт, главный редактор общественно-политического и литературно-художественного журнала "Карелия", известный литературный переводчик, член Союза писателей России, и Ирина, ответственный секретарь газеты "Карьялан Саномат".

Наверное, такое приглашение не случайно. По мнению Р. Коломайнена, наши северные соседи внимательно следят, как журналисты Карелии преодолевают кризис, в котором оказались вместе со всем обществом на рубеже 90-х годов. Финны неплохо осведомлены и о современных тенденциях нашей журналистики. Им вовсе не безразлично, по какому пути пойдет дальнейшее развитие прессы в республике, с которой их так многое связывает в прошлом, настоящем и, надо полагать, будет связывать в будущем.

Темы разговора финских журналистов на нынешних "днях" чрезвычайно важны для нас: ценности открытого общества; роль журналистики в нем, в частности, анализ попыток скрыть от общественности социально значимые факты под маской "коммерческих интересов"; свобода слова глазами журналистов, а также зрителей и читателей.

Накануне поездки мы договорились с Робертом Петровичем Коломайненом, что после Хельсинки встретимся и поговорим. Нам кажется, что профессиональная этика - это "терра инкогнита" современной карельской прессы. И дело тут не в слабом законодательстве, либо необходимости усиления государственного влияния ("сильной руке") и прочих внешних воздействиях. Никто "снаружи" наших проблем не решит. Это проблема внутрицеховая. Профессиональное журналистское сообщество обязано научиться влиять на внутрикорпоративное поведение отдельных своих членов. Хотя бы так, как влияет у финнов, шведов и так далее во всем остальном развитом мире.

Можно принудить соблюдать закон. Однако никто не сможет силой заставить человека быть приличным. Свод приличий журналиста - Кодекс профессиональной этики журналиста существует во многих странах, в том числе у финнов и у нас. С той только разницей, что у нас едва ли четверть работающих журналистов хотя бы один раз его прочитала.

Финн обязан знать правила профессионального поведения как "Отче наш". Себе дороже. Каждая редакция СМИ подписывает так называемое "основное соглашение", по которому Совету по СМИ, в который, помимо работников прессы, входят еще и учредители, добровольно передаются функции контроля за этической стороной деятельности журналистов. Совет по СМИ, наряду с Комиссией по журналистской этике, не судят, не наказывают, не взывают и не обвиняют. Они разбирают конкретные коллизии, факты и жалобы, а затем выносят свое решение о том, кто прав. Все решения публикуются в ежегодном сборнике.

Если журналист ведет себя вопреки установленным внутри профессионального сообщества нравственным, этическим критериям, он легко может оказаться вне профсоюза и, как следствие, вне редакции. Иными словами, ему придется зарабатывать себе на хлеб каким-нибудь другим способом. И, заметьте, никаких судов, решений-приговоров, обращений в Страсбург и политиканства, которым, как правило, прикрывается обыкновенная профессиональная беспомощность.

Трудно не согласиться с Р.П. Коломайненом, что выстраивание такого механизма внутрикорпоративной ответственности есть самая важная задача Союза журналистов Карелии. Проблема состоит вовсе не в том, чтобы накинуть на журналиста еще одну узду. Скорее наоборот. Укрепление журналистского сообщества изнутри прежде всего создает механизмы эффективной профессиональной защиты. Скажем, сегодня наш главный "защитник" и он же "гонитель" -- Федеральный закон "О средствах массовой информации". Этот закон позволяет подать судебный иск на любого журналиста, практически в любое время и по любому, самому безобидному поводу. Это ничего не стоит. Суд не имеет права этот любой иск по смешному поводу не принять к рассмотрению. Сотни таких исков лежат в наших судах сегодня. Есть журналисты, которые не вылезают из судов годами. Не потому, что они плохие, а потому, что их имена кому-то поперек горла. И закон, призванный защитить, становится средством морального, психологического террора.

Мы должны знать при этом, что "Кодекс профессиональное этики российского журналиста", принятый Конгрессом журналистов России 3 июня 1994 года, для нас выше закона. Пусть не сочтут это кощунством ревнители права. Тому существуют несколько доказательств.

Первое и недвусмысленное содержится в пункте два: "Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было".

Федеральный закон требует от журналиста раскрыть источник информации по требованию суда. Кодекс отвергает это положение. Только в двух исключительных ситуациях журналист вправе открыть источник: когда подозревает, что он (источник) сознательно искажает истину и когда упоминание имени источника представляет собой "единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей".

У нас в Карелии существуют предпосылки к тому, чтобы система, при которой Кодекс профессиональной этики стал доминирующим в работе журналистов, была создана. Однако лишь предпосылки. Как детали к большой и сложной машине, упакованные в отдельные коробки и хранящиеся на складе. Непросто их собрать воедино, сложно отладить. И еще сложнее запустить в работу.

При этом абсолютно непонятно, как мы сможем без такой "машины" жить дальше и какое общество нам удастся без нее построить.

Мы крепко опаздываем. Автор первого меморандума об основополагающих принципах свободы печати, принятого в Швеции (Финляндия в ту пору входила в состав Швеции), пастор Андерс Хюдениус писал: "Но на чем следует основывать эту свободу, чтобы, с одной стороны, ее нельзя было подавить, а, с другой, чтобы она сама не взбесилась, -- над этим следует поразмыслить". Это написано в 1766 году.

Шведы с финнами размышляют уже 237 лет. И нам пора. Хотя бы начать.



Константин ГНЕТНЕВ


Редакция | Наш форум