logo 5/2002

Человек года


Нина Залысина: "Я по натуре - игрок"

И это говорит увенчанный званиями педагог, победитель республиканского учительского конкурса, наконец "Человек года Карелии-2001"!

Учитель математики Надвоицкой средней школы Нина Михайловна Залысина на прошлогоднем конкурсе "Учитель года Карелии" много раз удивляла нестандартностью своих суждений. Не зря о ней в один голос говорят: "Она ни на кого не похожа!"

Кажется, все СМИ Карелии растиражировали отзыв учеников о Залысиной на районном конкурсе: "Математичка у нас пожилая, но прикольная!" На республиканском, когда соперники (!) после объявления результатов бросились к Нине Михайловне с явным намерением качать ее, она остановила их фразой: "Бросьте, ребята, не поднимете!". На российском конкурсе назвала себя "многодетной мамой" - ее "детьми" стали все участники физико-математической номинации. С ними вместе она лихо отплясывала твист на открытии конкурса. "Дети" были в восхищении: "Смотрите, что наша мама выделывает!". Нина Михайловна в Москве сразу стала популярной фигурой, неудивительно, что один из конкурсантов захотел с ней сфотографироваться. Она уточнила: "С памятником образованию?".

На уроках Нины Михайловны тоже звучит смех. Например, после ее добродушной реплики на ответ семиклассника, запутавшегося при определении числового промежутка: "Много слов, дуршлаг нужен!".

Слов нет, Нина Михайловна Залысина - ярчайшая личность. Но и учитель отменный: шутка ли - ее ученика, отнюдь не отличника, в питерском мединституте спросили: "Вы какую матшколу оканчивали?". Короче говоря, напросилась я к Нине Михайловне в гости - все-таки нигде так не проявляется учитель, как на уроке.

... - Коля, что такое модуль числа?

Мальчик с "камчатки" отвечает неправильно. Что-то вообще у него сегодня не ладится...

- Не переживай, Коля, - успокаивающе звучит низкий, размеренный голос Нины Михайловны. - Бывает. Сегодня, видно, не твой день...

В этом кабинете математики вполне можно провести несколько часов и не соскучиться. Интересна доска - с закрывающимися створками, с раздвижными частями, за которыми спрятаны книги, журналы по предмету, специальная литература, классные альбомы и много чего еще, например, коробочка с витаминами для учеников. В общем, доска-шкаф! В конце кабинета, чтобы ребята не били баклуши на перемене, установлены два столика с шахматами и шашками. На стенах - полки с книгами, журналом "Квант" за несколько лет. Стенды само собой посвящены алгебре и геометрии, но не только. На фотографиях можно увидеть дивные карельские пейзажи, снятые самой Залысиной. На одной Кижский погост запечатлен с совершенно непривычного ракурса - Нина Михайловна искала этот ракурс много лет, побывав на знаменитом острове с учениками и без них десятки раз. На других стендах - репродукции картин из музеев мира, карта Карелии для путешественников. На учительском столе еще одна фотография, в рамочке, - на ней кустик лесной земляники...

Месяц, пока Нина Михайловна была в Москве на Интернет-курсах, ее ученики занимались самостоятельно: на каждый день им было оставлено задание. Ребятам к этому не привыкать: так же было в прошлом году, когда их учительница уезжала на конкурсы, вначале республиканский, потом и российский. Ездит она вообще много. Один из афоризмов Залысиной: "Учитель должен быть выездным!"

После ее возвращения первые два дня повторяли пройденное, на третий день была назначена контрольная.

В конце урока Нина Михайловна спрашивает у 6 "А":

- Поднимите руку, кто завтра не справится с контрольной?

Поднятых рук не видно, лишь Коля задумчиво произносит:

- Я на трояк напишу.

Следующий урок - у 6 "Б". И у этого класса не наблюдается никакого мандража накануне контрольной. Да и чего нервничать, если сама учительница предельно спокойна: "Ребята, если напишите плохо, будем еще повторять, пока не усвоите". Это тоже непривычно - известно, как умеют накручивать детей учителя, пугая то контрольной, то экзаменами...

- А зачем запугивать? - удивляется Нина Михайловна. - Нельзя делать трагедию, если у ученика не получается. Значит, получится потом! Могу привести множество примеров, когда кто-то в школе плохо учился, а через несколько лет при встрече вдруг признается: "Нина Михайловна, я наконец-то понял!"

На следующий день я узнала, что оба класса с контрольной справились.

При всей своей демократичности Залысина менее всего походит на этакую добренькую училку, у которой душа нараспашку.

- С ребятами заигрывать нельзя, - говорит она, - нужно чувствовать границу, за которую заходить нельзя. Они уважают не за сюсюканье, а за справедливость.

Как относятся к Нине Михайловне ее ученики разных лет, я убедилась во время нашей прогулки по Надвоицам.

- ... Как Андрей Дмитрич поживает? - Нина Михайловна подходит к улыбающейся молодой женщине с коляской. Посапывающий младенец - первенец ее ученика. С Ниной Михайловной здоровается практически каждый встречный - уважительно, а не на ходу, как это обычно бывает. Притормаживают водители проносящихся мимо машин - среди них кто ученик, кто родитель. Такое впечатление, что в 12-тысячном поселке ее знает каждый.

Проходим мимо гаража, у которого возится мужчина средних лет. Обернувшись, широко улыбается: "Здравствуйте, Нина Михайловна!"

В 1970 году, когда она приехала в Надвоицы, ей дали 7 "Д" класс. Как водится, новичку достался самый трудный класс - в нем было много интернатских ребят. Славка, розовощекий парнишка, с вызовом сказал на первом же уроке:

- Что это за учителя дали - нам академика надо!

- Да ты дай вначале мне тебя поучить! - урезонила она юного бунтаря. Не сразу, но удалось найти подход к этим детям. Кстати, именно того самого Славку, уже повзрослевшего, но с тем же ярким румянцем на щеках, мы и повстречали у гаража.

О своих выпускниках Нина Михайловна может рассказывать бесконечно. Хранит альбомы, посвященные каждому своему выпуску, причем отдельно о мальчиках и девочках. Каждый класс, по ее словам, чем-то выделялся. Прежде, говорит, помогало то, что у детей, кроме учебы, всегда было общее дело.

Вот выпуск 82-го года. Ходили в походы, ездили по стране, устраивали трудовые десанты, слеты мальчишей, играли в "Зарницу"... В альбоме начертаны девизом слова С.П. Королева: "Не живите обычно, живите увлеченно". Все выросли нормальными, порядочными людьми, 12 получили высшее образование. В альбоме попадаются чьи-то ехидные надписи, явно более позднего времени. Их автор - Лешка-баламут, за Теркина был в классе, на всех фотографиях у него рот до ушей. Парень прошел Афган, а в мирное время погиб ни за что. Его колкие характеристики ребятам в классном альбоме решили не стирать...

Когда Виталик Карпов поступил в военное училище, курсанты заметили на внутренней крышке его чемоданчика портреты одноклассников. Изумились: "Да они тебе разве в школе не надоели?". Он страшно оскорбился такому предположению. Через несколько лет после окончания школы Виталий приехал в Надвоицы, пришел, как многие до и после него, к Нине Михайловне и несколько часов без умолку, в подробностях, рассказывал о своей жизни за эти годы.

А после был у Нины Михайловны класс, любовно прозванный ею "мошкарой", она соответственно именовалась вождем мошкары. На редкость сплоченными были - в поход идут, так еду, лимонад - все вместе складывают. Но среди них, выпускников 89-го перестроечного года, уже есть и те, кто не нашел себя в жизни.

Последний выпуск, 96-го года, был жаден до учебы - такое время пришло: почти все учились на 4 и 5. Нина Михайловна научила их КСО - коллективному способу обучения, тогда она как раз разрабатывала новые приемы обучения математике. Ребята спокойно поступали в Космическую академию, Финансовую, Горную, другие престижные вузы. Эти ребята были сплоченными - еще застали в 5-6 классах пионерскую организацию, объясняет Нина Михайловна.

Сейчас у нее классное руководство в 10-м классе.

- Что будет с ними, не знаю... - задумчиво говорит она. - Мы что-то делаем не то... Сегодня ставят задачу дать образование тем, кто его хочет получить. Но так нельзя! В этом возрасте дети еще не могут понять, что им нужно, и потом право на образование имеет каждый. Детей и так сегодня многое разделяет - одежда, например... Сколько угодно примеров, когда в школе кое-как учится, а потом берется за ум и все складывается удачно.

У самой Нины Михайловны от ее школы остались самые лучшие воспоминания:

- Это свет, чудо! С семи до семнадцати лет в моей жизни был праздник.

Нина Михайловна выросла в поселке Малошуйка Архангельской области, училась в железнодорожной школе. В эти школы в 50-е годы отправляли выпускников университетов, в том числе МГУ, ЛГУ. Школа захолустной не казалась - утопала в зелени, имелись спортлощадки, на втором и третьем этажах были настелены паркетные полы. Молодые учителя устраивали маскарады, танцы, на которые поселковые старшеклассники приходили с завернутыми в газету ботиночками ...

- Помню всех своих учителей - литературы, географии, немецкого... Каждый был настоящим кладезем знаний, все отличались редкой воспитанностью. Давид Аронович Инденбом, учитель географии, сопливую третьеклассницу пропускал вперед себя. Мы испытывали чувство стыда, если нас о чем-то спрашивали, а мы не знали. Виктор Васильевич Порядин как-то говорит мне: "Слушай, великий математик, а ты знаешь, что такое египетский треугольник?". Я тут же бросилась искать, где бы почитать об этом. Была огромная жажда знаний. Кабинет физики мы с учителем оборудовали без единой копейки. Лет десять назад я была на юбилее школы. Зашла в кабинет физики - все раскурочено... Школу и тех людей всегда хорошо вспоминаю. Может, потому и осталась душой молодая.

После школы Нина Залысина отправилась поступать в ЛИИЖТ - и провалилась. Директор школы предложил ей, признанной спортсменке, место учителя физкультуры. Тогда и начала она ходить со своими учениками в походы, без чего потом не представляла своей учительской жизни. На второй год - опять неудача в ЛИИЖТе, а на физвосе в Ярославле она сама не захотела учиться. Чтобы не расстраивать маму, поступила на физмат Карельского пединститута, хотя учителем быть не собиралась.

На четвертом курсе попала на практику в Хвойный Беломорского района - и, по ее словам, прикипела: понравились ребята, подружилась с молодым директором школы Паулой Александровной Хамильтон. После окончания института приехала Нина Михайловна в Хвойный. С той поры они с Паулой Александровной не расстаются, с 70-го года вместе работают в Надвоицах.

Подходишь к их дому и сразу обращаешь внимание на застекленное окно в подъездной двери, в других окна заколочены фанерой. "Выбьют стекло, а мы снова вставляем",- спокойно говорит Нина Михайловна. Под окном палисадник - летом все любуются на цветы, что не мешает соседям и прохожим скидывать в него зимой окурки. У Нины Михайловны и Паулы Алксандровны аккуратная квартира с обилием цветов и, конечно же, нестандартной обстановкой - часть мебели сделана по эскизам Паулы Александровны. Небольшой участок, где на двух сотках много чего растет и вообще земля будто волшебная - сажают три ведра картошки, а вырастает 30! Нина Михайловна ходит на огород с котом Чипом - полноправным членом семьи, которому посвящен не один ее фотоальбом... Кот так знаменит в поселке, что из армии парень пишет домой: "Мама, жив ли Чип у Нины Михайловны?".

... В Надвоицах на молодого математика сразу обратила внимание зав. кабинетом математики Института усовершенствования учителей Ольга Васильевна Ковалева. Она стала посылать Залысину на всевозможные курсы, начав ни много ни мало с МГУ! Недавно при встрече Нина Михайловна сказала ей: "С вашей легкой руки все началось!". Ольга Васильевна парировала: "А я смотрю ТВ, думаю, куда тебя несет?". Похоже, у математиков с чувством юмора все в порядке.

- Математика хороша тем, что воспитывает точность, порядочность, - говорит Нина Михайловна. - Привыкаешь к точности в этой науке - и в жизни потом так же.

Наверное, это помогло Нине Михайловне в свое время принять точное решение в жизни и отказаться от разных карьерных предложений - от административных должностей, от членства в партии. Отказалась она и когда на волне перестройки учителя и ученики попросили ее стать директором. А помогла своей школе по-другому: ее победы на конкурсах всех уровней привели к тому, что учителям стали больше уделять внимания - и власти, и Надвоицкий алюминиевый завод. Об этом мне говорила заместитель директора школы по методической работе Татьяна Владимировна Быкова.

Но конкурс - это нервы, волнение. Как было не спросить:

- Не жалеете, что столько сил потратили на конкурсы?

- Нисколько! Столько приобрела - друзья, общение. А сидеть в этих стенах - с ума можно сойти.

... И все-таки Нина Михайловна, наверное, - не игрок. Истинный игрок работает исключительно на себя, а она на полученный в Москве от Фонда поддержки российского учительства личный грант купила в столице 30 одноместных парт для своих учеников!

Но, думаю, Нина Михайловна не лукавит, именуя себя игроком, - если при этом слове вспомнить об игре в самом что ни на есть ее детском значении. Иначе бы она не повела свой нынешний 10-й класс встречать Новый год на озеро, где они на тридцатиградусном морозе наряжали елочку и зажигали в ночи 16 необыкновенных свечей - с таинственно мерцающими в ледяных футлярах разноцветными огоньками...



Наталья МЕШКОВА


Редакция | Наш форум