logo 5/2001

Послесловие к визиту


МИНИСТР ОПАСЕНИЙ НЕ РАЗВЕЯЛ

Впервые после 1974 года в Карелию приехал министр образования страны. Повод для стремительного - всего один день - визита Владимира Филиппова был более чем серьёзный: следовало сверить позиции с председателем правительства республики Сергеем Катанандовым, которому в президиуме Госсовета поручено курировать вопросы образования.

Программа пребывания министра 21 апреля ошеломляла своей насыщенностью. Встреча с работниками профессионального образования - начального, среднего и высшего - в ПетрГУ, затем посещение лицея 40 - знакомство с моделью образовательного округа, встреча с представителями общего и дополнительного образования во Дворце творчества, заседание региональной рабочей группы по реформированию образования.

На всех встречах Владимир Филиппов демонстрировал стремление к диалогу, просил задавать любые вопросы, охотно рассказывал анекдоты. Но надо откровенно признать, многих не устроило, что высокий гость обходит острые углы (самый больной вопрос - зарплата, где министр, по сути, не только не обнадёжил, но скорее напугал), а порой даже передёргивает. По утверждению Владимира Михайловича, Европа не признаёт нашего аттестата о среднем образовании потому, что оценку ученику выносит не комиссия, а учитель-предметник. "Получается, Мария Ивановна сама себя оценивает", - иронизировал министр. Но это же не так! Всем известно, что дети пишут итоговые контрольные, за которые "Мария Ивановна" оценку ставит отнюдь не в гордом одиночестве. А работы потенциальных медалистов оценивает комиссия. Например, в прошлом году у нас в Карелии она не утвердила треть всех "золотых" сочинений.

Единственное, в чём, похоже, министр отступил от прежней позиции, так это в отношении малокомплектных сельских школ, уверив, что речь об их закрытии не идёт. Видимо, это связано с жёсткой позицией министра образования Карелии Галины Разбивной, которая не устаёт повторять, что такой печальный опыт в республике был. И он показал: закрывают школу - умирает деревня, а экономии, кстати, никакой не происходит.

Вот некоторые высказывания В.М. Филиппова на встречах в Петрозаводске.

* Задача 2001 года - решить до конца проблему коммунальных платежей у образовательных учреждений.

* У детей из дальних регионов нет возможности поехать сдавать экзамены в центр. В результате в вузах Москвы сейчас учатся 75 процентов студентов-москвичей и из Московской области, и лишь 25 процентов - иногородние. 10 лет назад всё было наоборот. Единый государственный экзамен позволит выпускникам школ направлять документы в выбранные вузы, не выезжая туда.

* "Я - противник тестов". Ни в одном документе о ЕГЭ не написано о тестах, нужно апробировать разные варианты контрольно-измерительных материалов.

* Субъектам РФ предоставлено право самим выбирать, в какой форме проводить экзамен по русскому языку, - в форме изложения с элементами творческих заданий, сочинения или диктанта.

* ЕГЭ предусматривает три уровня: для тех, кто не собирается поступать в вуз, для избравших обычные вузы и повышенного уровня.

* Нужно реализовать право вузов принимать "своих" абитуриентов - допустим, оставить 10 процентов мест для спортсменов, музыкантов и ... детей сотрудников.

* Интересный опыт в Китае: студент получает на учёбу в вузе солидный кредит. Если после получения диплома он едет работать в деревню, кредит может не возвращать.

* Не только в России, но и в Швеции, США зарплата учителя самая низкая среди всех служащих (но там она значительно превышает прожиточный минимум! - Н.М.). Повысить зарплату сразу в 2 раза невозможно - в регионах не найдут столько денег, а если их напечатать - будет новый август. В этом году будет повышение зарплаты, видимо, на 20 процентов.

* Обследование европейской комиссией в 1995-1996 годах более двух тысяч школ показало, что 50 процентов школьников не усваивают более половины содержания по физике, биологии, химии.

* 12-летка предполагает начало обучения с 6 лет. "Сейчас мы слишком поздно начинаем обучение". На переход к 12-летке отводится 7-8 лет. При новой системе будет только пятидневка.

* "Нынешняя система оценки знаний травмирует детей". 5-балльная система осталась только в России и Белоруссии, в остальных странах - от 10-балльной до 100-балльной.

* "Поддерживаю валеологию, но не как отдельный предмет - лучше ввести 4 часа физкультуры в неделю". (Аплодисменты)

* "Депутаты приняли в третьем чтении законопроект о том, что можно работать и пенсию получать. Я это поддерживаю". (Аплодисменты)

Сергей Катанандов, подводя итоги встречи с министром, сказал, что кое на что он посмотрел иначе. Однако для него принципиальным остаётся вопрос нищенского положения учительства - мириться с этим нельзя. Владимир Филиппов в свою очередь, покидая Карелию, признался, что обязательно будет использовать региональный опыт. Нам остаётся внимательно следить за действиями министерства. Пока опасений относительно будущего нашего образования министр не развеял.



Наталья Мешкова


Редакция | Наш форум