logo 5/2002

Забота


Нам нужна мама

В Орле недавно провели социологическое исследование. Учителей, студентов, школьников и их родителей, руководителей предприятий, работников администраций просили дать определение социальным сиротам. Каждый пятый затруднился с ответом. И это в стране, где только десять процентов детей, находящихся на попечении у государства, сироты из-за смерти родителей! Остальные - сироты при живых родителей, или социальные сироты.

В России социальное сиротство приняло угрожающий характер: каждый год примерно на 100 тысяч увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей, за последние десять лет их стало больше в 15 (!) раз. Давайте решать проблемы социальных сирот и детей-инвалидов вместе, - предложили России страны ЕС и в 2001 году запустили двухгодичный проект ТАСИС "Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной защиты".

По словам экспертов проекта, в России нет целостной системы распространения информации о детях с особыми нуждами. Родители порой не ведают о существовании специальных служб; специалисты часто не знают, чем занимаются их коллеги из других организаций и поэтому не сотрудничают, не обмениваются опытом работы.

Проект ТАСИС попытался привлечь внимание общественности к "больным " темам. В Москве в апреле был проведен семинар по проблемам детей с особыми нуждами для представителей СМИ из пяти пилотных регионов. На него пригласили и корреспондента нашей газеты. Хочу рассказать о том, как решают проблемы обездоленных детей в Санкт-Петербурге и Москве.

Десять лет назад в Санкт-Петербурге по инициативе известного специалиста в области исследования речи профессора Л.Чистович был создан негосударственный Институт раннего вмешательства. Идея института проста - помощь наиболее эффективна, если она начата как можно раньше. Например, чтобы научиться говорить, ребенок должен слышать и чужую речь, и самого себя. Поэтому крайне важно выявить нарушение слуха именно на первом году жизни, быстро подобрать ребенку хороший слуховой аппарат и создать условия для его развития.

За годы работы врачи, физические терапевты, логопеды, педагоги, психологи и социальные работники института обследовали более 11 тысяч детей до трех лет. Реальные серьезные проблемы выявлены у 20 процентов протестированных малышей. Специалисты института поддерживают родителей в их усилиях оставить ребенка в семье, дают мамам и папам советы, как поменять освещение, какие игрушки купить, как кормить малыша, чем и как с ним заниматься. Сейчас институт курирует работу 20 служб раннего вмешательства при детских поликлиниках Санкт-Петербурга, помогает создать аналогичную службу в Новгородской области. Огромную помощь в развитии программ раннего вмешательства институту оказывают зарубежные коллеги из Великобритании и США, Норвегии и Финляндии, и особенно Швеции, где существует Ассоциация поддержки Санкт-Петербургского института. Благодаря институту и шведской фирме "Калико" 37 мам детей-инвалидов, многодетные мамы и просто женщины, живущие в сложных социальных условиях, получили работу. За семь лет они сшили на дому 110 тысяч игрушек, которые продаются в магазинах Европы, США и в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства.

Московские педиатры проводили исследование и обнаружили феномен: здоровые дети первого года жизни, которые воспитываются даже в достаточно благополучных домах ребенка, очень плохо растут. Из-за недостатка человеческого общения и любви у детей-сирот замедляются темпы нервно-психического развития: "домашние" дети обгоняют их по всем параметрам.

- Ребенку необходима семья, - убеждена директор московского детдома №19 М.Терновская. В прошлом преподаватель вуза, она уже более 12 лет занимается благотворительностью. Создав детский дом как базу для развития патроната, Терновская шесть лет помогает детям обрести новую семью. Более 90 "детдомовцев" находятся сейчас на патронатном воспитании в семьях. При патронате разграничивается ответственность по защите прав и законных интересов ребенка между кровными родителями, если они не лишены родительских прав, патронатным воспитателем и детским домом. Патронатный воспитатель является сотрудником детдома: ему идет стаж, обеспечиваются все социальные гарантии. Он получает зарплату, а на ребенка - пособие на его содержание. Бороться с трудностями патронатной семье помогают психологи, дефектологи, социальные работники детдома. Есть в детдоме №19 и стационарная патронатная семья, где мама и папа - муж и жена, сотрудники детдома. В эту семью направляются дети, которые пережили тяжелые стрессовые ситуации и нуждаются в длительной психотерапии перед устройством их в обычную семью.

Стационарные патронатные семьи есть еще в одном московском детском доме - негосударственном "Пансионе семейного воспитания", который существует за счет средств благотворительного фонда "Отчий дом" В.Бородиной.

"Нам нужна мама, которая хочет отдать свою любовь детям, попавшим в беду", - так начинается объявление о приеме на работу в пансион. Пансион ищет тех, кто умеет искренне любить и готов заниматься с детьми, готовить, убирать, ходить в магазин, отводить малышей в садик, быть рядом день и ночь. Сейчас в пансионе в просторных квартирах по 140 квадратных метров живут шесть семей, состоящих из мамы и восьмерых детей. Каждая семья - это не просто группа разновозрастных детей. Если сирот двое или трое родных братьев и сестер, их помещают в одну семью. В пансионе есть четверо детей от одной матери, которых, чтобы объединить, собирали по разным детдомам и интернатам.

23 апреля семинар ТАСИС продолжил работу в Петрозаводске. Опытом организации профилактических услуг в области защиты детей обменялись специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Ханты-Мансийска и Карелии.



Анна АНИСИМОВА


Редакция | Наш форум