logo 5/2001

Память


ИСКУССТВО СОХРАНЕНИЯ ДЕТСТВА

19 апреля открылась выставка основательницы "Дома куклы" Татьяны Калининой. Увы, посмертная.

Гобелены, куклы, графика... - таланты художницы были многообразны. И за что бы она ни бралась, всё делала на высоком художественном уровне, в своём стиле, с присущим лишь ей взглядом на мир. От наивно-детского, итогом которого было разнообразное племя кукол, до глубоко философского, рождающего сложные графические композиции. Зрителей, познакомившихся с ними впервые, поразила "дышащая" органика фактур, увлекающая в свою таинственную плоть. Ворожба линией и цветом, почти магия.

Во многих художественных начинаниях Калинина была впереди. Первой достаточно серьезно своими работами заявила об искусстве гобелена в Петрозаводске. Первой подошла к кукле авторской, созданной не для спектакля, а для своего ребёнка, для друзей и знакомых. Куклы-картины, куклы-портреты, куклы-фантазии. Хотела создать целую деревню (и начала эту работу) - "солнечный народец" кукольных персонажей, каждый из которых занимался бы своим делом. Калинина первая и, возможно, единственная в России на основе своих работ и коллекций кукол многих народов создала галерею "Дом куклы", которая вот уже второй год достаточно плодотворно существует, периодически организуя выставки, работая с детьми. Татьяна Калинина первой хотела основать литографскую мастерскую (коллеги-немцы предлагали бесплатно литографские камни). Увы, не успела. Не успела до конца выразиться в графике. Её она показывала в городе Ла-Рошель в 1999 году во время совместной поездки с петрозаводскими артистами.

Куклы Калининой - совершенно особый вид искусства. В Петрозаводске были, есть и будут мастера-кукольники, но того, что достигла художница в своих работах, просто мастерством не даётся. Её куклы - живые, каждая со своим характером, с историей жизни.

Искусство, как известно, лежит на грани сходства и несходства. Полное сходство - вульгарно, несходство - обман. Эта мысль лежит в основе портретных кукол художников: В.Ваяна, Б.Топурия, А.Трифонова и других. Точно также, как и персонажей народной демонологии: лешего, водяного, дворового, гнетка, шаманки.

Куклы Калининой, которые живут в домах многих петрозаводчан на правах членов семейств - в чём-то материализованные воплощения самой художницы, с благотворной энергетикой, с духом доброты.

Одной из последних любимых кукол Калининой стал Александр Пушкин. Он был сделан для спектакля "Сказка о царе Салтане". Образ русского гения был ей близок, она его любила, сама чем-то его напоминая - то ли искромётной легкостью в творчестве, то ли многогранностью интересов в искусстве, то ли близостью к народной культуре, то ли философским и одновременно детским взглядом на мир.

Ушла большая художница, но её творческое наследие осталось. Есть её верная помощница, "управляющая" галереей Татьяна Андриянова. Есть дочь Мария, работающая экскурсоводом, есть множество друзей художницы, поэтому её жизнь в "Доме куклы" продолжается.

Вскоре, благодаря городским властям, на доме с зелеными дверями появится памятная доска. Не традиционная доска, но знак. Памятуя ушедшую эпоху, я назвал бы его знаком качества, символом высокой культуры. Это общая оценка как творчества Татьяны Калининой, так и нынешних продолжателей её дела, работников "Дома куклы".

Выставка работ Татьяны Калининой продлится до середины июня.



Дмитрий МОСКИН


Редакция | Наш форум