logo 6/2003

В музыке


Всё, что звучит... - 2

Лучшим из того, что я слышала на Международном фестивале современного искусства в Брянске, была Музыка (см. в предыдущем номере первую публикацию об этом фестивале. - Ред.). А музыкой в этом проекте считается "всё, что звучит..." По определению Марка Пекарского, "музыка - всякое звучание, которое ограничено во времени" и обрамлено, соответственно, тишиной.

Город из пробирки

Сложная концептуальная музыка, звучащая на фестивале, является элитарной, а не массовой. Возникает закономерный вопрос: а кто эту музыку слушает? За восемнадцать лет существования фестиваля, у молодёжи стало престижным попадать на все его мероприятия - слушателей на концертах традиционно много, залы полные. Весь город в течение полутора недель живёт в особом ритме: студенты пропускают занятия, чтобы посетить очередной концерт, случайные встречные прохожие обсуждают игру на терменвоксе... Это что - специальный музыкальный город, выращенный в пробирке и не имеющий никакого отношения к современным реалиям с тотальной экспансией шоу-бизнеса?

Как ни странно, музыкальная культура города численностью около 500 тысяч - заслуга одного человека, подвижника Марка Ефимовича Белодубровского, ещё в восьмидесятых годах организовавшего клуб "Аподион" и занявшегося, казалось бы, неблагодарным делом - музыкальным просветительством... В названии клуба - имя мусагета Аполлона, символа гармонического начала, и, похоже, все девять муз помогали Белодубровскому. История фестиваля напоминает легенду про английский газон, который растёт триста лет - сейчас на концерты фестиваля имени Рославца и Габо приходят дети и внуки тех первых постоянных посетителей клуба. Если культуру можно взращивать, как газон, - насколько такой опыт мог бы быть полезен другим российским городам.

Между музыкой и тишиной

Современный культурный продукт многослоен, но из множества слоёв можно выделить два - яркую обёртку и терпкую начинку. Об обёртке - визуальной театрализации, когда музыка становится "смотрибельной", мы уже писали, это наиболее понятный, доходчивый аспект новой музыки.

Начинкой альтернативной музыки является определённая философия расширения границ эстетического. Философия, базирующаяся на контрасте между музыкой и немузыкой, то есть - тишиной. Звук может быть любого тембра, любой высоты, длительности, громкости и окраски, следовательно, извлекать его можно из всего - расширяется понятие музыкального инструмента.

В концерте Марка Пекарского игра на барабанах может быть нежной и тихой, музыка бывает "двойной", а фортепиано специально "препарируется" для необходимого звучания в "Amores" Кейджа. Наряду со скрипкой Марка Белодубровского в концерте Харрисона для скрипки и оркестра ударных звучат горшочки, сковородки, крышки, плошечки, что-то типа "музыки ветра" - и возникает иная колористика. В композиции "Credo in US" Кейджа используются не только металлические банки и электрический звонок, но и радиоприёмник, включающий в композицию нарезанную на кусочки реальность и приближающую концерт к перформансу.

Концерт "По страницам фестиваля" показал, что фестиваль сформировал в Брянске группу единомышленников - прекрасных музыкантов, выступления которых по уровню не уступали именитым гостям. "Формы в воздухе" Артура Лурье "зависали" у Раисы Демьянковой, скрипачка Валентина Фиш виртуозно исполнила "Партиту" Баркаускаса, трепетное и бережное отношение Светланы Козловской к пьесам Софии Губайдуллиной тронуло слушателей.

Концерт "Звуки видимые и невидимые" поднял вопрос о "вещности", осязаемости звука - его форме, цвете, весе. И действительно звуки Холингера, например, очень тяжёлые и громоздкие, а звуки Веберна - круглые, как костяшки на счётах...

Концерт-лекция композитора Виктора Екимовского "Экстремальная музыка" напоминает об изысканиях Жака Дерриды - вот уж где текст сам себе не равен! Графическая партитура "Созвездия гончих псов" представляет собой карту звёздного неба. Прорываясь сквозь искусственный электронный гул из магнитофона, звучат три флейты, играющие минимальный набор звуков. Бесконечная монотонная музыка, словно собачий лай, вой и вдруг - тоненькое тявканье пикколо...

В концерте "Разговоры через океан" более всего потрясла музыка минималиста Александра Кнайфеля - заворожённостью звуком, преклонением перед ним, какой-то неожиданной святостью и умением слушать каждый звук и ценить его - каждый...

Последует ли Петрозаводск примеру Брянска?

Чисто теоретически - возможно ли в Петрозаводске проведение подобного фестиваля? Еврейская мудрость гласит: "Чтобы научиться играть на скрипке - надо играть на скрипке", а чтобы научиться слушать современную музыку - надо её слушать. Но мы в Карелии её слышали мало. В Петрозаводск пару раз приезжал знаменитый Марк Пекарский, в Кондопоге однажды давал камерный концерт петербургский композитор и пианист Сергей Осколков. Наверное, были и ещё одиночные концерты.

Стоит чаще создавать подобные прецеденты - и, может быть, публика полюбит актуальную музыку, как когда-то давно полюбила джаз благодаря Рамусу и его друзьям, как потом приобщилась к фолку благодаря "Mullarit", как сейчас завоёвывает популярность ирландская музыка благодаря "SkyLark".

Современная музыка несёт в себе массу возможностей, и хотелось бы, чтобы её услышало как можно больше людей. Но, как всегда, всё зависит от личности - кто станет инициатором нового для города музыкального направления?



Наталия КРЫЛОВА


Редакция | Наш форум