logo 6/2001

Культурная провинция


В старинном городе Пудоже

Первые поселения на земле современного Пудожа появились 4-6 тысяч лет тому назад. Об этом говорят древние наскальные рисунки - петроглифы, открытые которых на территории района произошло в середине XIX века.

В старину здесь проходили торговые пути, население выращивало лен, занималось ремеслами, сельским хозяйством. А первый наместник Олонецкой губернии Гаврила Романович Державин писал: "Жители Пудожа ласковы, обходительны и довольно трудолюбивы, но живя от правительства в отдалении, своевольны и несколько грубы к ближним начальникам". Такими неординарными личностями представлялись пудожане поэту.

Исторически Пудож - регион русской культуры. Традиции здесь чтут и прилагают усилия к их сохранению. Главное богатство с экономической точки зрения - лес, развивается горнодобывающая промышленность, дорожное строительство. Проблем, как и везде, хватает. Одна из главных - развал сельскохозяйственной отрасли, коммунального хозяйства.

Пудож входит в число двухсот старинных городов России и с 1991 года имеет статус исторического.

Коллегию провели в районе

26 апреля в Пудоже состоялась выездная коллегия Министерства культуры РК, посвященная проблемам гастрольной деятельности театров и концертных организаций в районах Карелии. В её работе приняли участие глава местного самоуправления Пудожа Василий Маликов, его заместитель по социальной сфере Владимир Прокопенко, начальник отдела культуры Пудожского района Надежда Смирнова, работники учреждений культуры района. Вела коллегию министр культуры РК Татьяна Калашник. Вместе с нею автобусом из Петрозаводска приехали руководители районных отделов культуры из Пряжи, Медвежьегорска, Прионежья, Вепсской волости, Сортавалы, специалисты МК РК, директора ведущих государственных учреждений культуры Карелии.

Такая акция была предпринята Министерством культуры впервые. Ее цель - способствовать лучшему видению и пониманию проблем, а главное - взаимопониманию, так как в сложившихся экономических условиях гастрольная деятельность - дело трудное. Но, несмотря на тяжелое положение, в котором оказалась отрасль, по сравнению с 1998 годом количество гастрольных концертов и спектаклей в 2000 году возросло втрое и во столько же раз возросло количество зрителей и слушателей. Эти цифры еще раз напоминают о том, что профессиональное искусство востребовано в глубинке. Что нужно сделать для того, чтобы клиповая культуры не привела к духовному обнищанию народа, как организовать свою деятельность - об этом шел разговор на коллегии и за круглым столом, состоявшимся после нее.

Бесёда живет на сцене

Чем занимались в старину пудожане, когда не было телевизора, кинотеатра, а работы у людей было поболее, чем сейчас, особенно у тех, кто на земле трудился? Оказывается, отдыхать умели, и в редкий свободный вечер не скучали. Поочередно собирались у кого-то в избе, пили чай, пели песни, загадки разгадывали, танцевали. Хозяйка готовилась к бесёде старательно, чтобы лицом в грязь не ударить. Народ приходил на вечера в нарядных праздничных платьях, запасаясь частушками, шутками да прибаутками.

Около часа народный хор ДК Пудожа отводит бесёде. Хору исполнилось 15 лет. Как говорит его руководитель, заслуженный работник культуры Карелии Виктор Жемойтук, главная задача коллектива - возрождение традиции русской культуры. В 1990 году Виктор Иосифович стал лауреатом Первого Всероссийского конкурса "Играй, гармонь!". Его искусство гармониста получило высокую оценку Геннадия Заволокина. А здесь, в Пудоже, коллектив Виктора Жемойтука исполняет то, что всегда было близко душе пудожанина - вся бесёда построена на местном материале. Преобладают печальные протяжные песни, хотя есть место и частушке, и кадрили. Ведут себя артисты на сцене настолько естественно и непринужденно, что зритель в конце концов начинает ощущать себя частью старинной бесёды, душевного деревенского вечера. Говорят, когда народный хор приглашает пудожан на бесёду, свободных мест в большом зрительном зале не бывает.

Пудожский Дом культуры никогда не пустует. Здесь работают - театральная студия, народный театр, две молодежные музыкальные группы, два танцевальных коллектива, народный хор и другие. Библиотека и Музыкальная школа расположены здесь же. В общем, ДК живет полнокровной жизнью, чего, порой, не скажешь о некоторых других бывших "очагах культуры", которым, подчас, местные власти никак не могут найти применения. В Пудожском ДК все помещения "обжиты", и их даже не хватает.

Конечно, как и везде сейчас, хватает проблем. Например, в Музыкальной школе (директор Анатолий Кулешов) пока закрыт класс игры на духовых инструментах - нет преподавателя. Найти его несложно, сложнее - обеспечить жильем. Но активно работают другие классы: фортепиано, баяна, аккордеона. Всего музыке обучаются 145 детей.

При музыкальной школе работает художественно-графическое отделение, здесь занимаются 45 человек. Одно из направлений работы отделения - глиняная игрушка. Учит ребят этому удивительному мастерству Нина Леонидовна Савинова.

Прижилась в Пудоже каргопольская игрушка

Нина Леонидовна родом из города Каргополь Архангельской области, края мастеров и ремесленников. Здесь жил и возрождал старинное ремесло глиняной игрушки учитель Нины Савиновой - Александр Петрович Шевелев. Его "Кота в сапогах" Нина Леонидовна хранит до сих пор и с гордостью показывает гостям и ученикам. Каргопольский кот не только в сапогах, как заморский, но и с гармошкой - непременным атрибутом нашей бесёды и застолья.

Хранит Нина Леонидовна еще один прекрасный образец для подражания - целую композицию про вечно юную Репку каргопольской мастерицы Татьяны Ворониной. Все участники известной операции по вытягиванию большой-пребольшой Репки, кажется, вышли прямо из сказки.

Каргопольский юмор и мастерство присущи игрушкам самой Нины Леонидовны. Вот пудожская бесёда - три симпатичных старичка ведут неспешный разговор. А вот и стремительная "Тройка" несет развеселых ездоков в неведомую даль. Смотрят дети на всю эту красоту и стараются не отстать от мастера Нины Леонидовны - игрушек налепили и раскрасили столько, что на полках мастерской не разместить! (стр. 16)

Рыбаки собрались в библиотеке

Вечер, затеянный весной заведующей сектором по массовой работе Пудожской районной библиотеки Зоей Шиновой, назывался "По щучьему велению". Аудитория собралась тогда преимущественно мужская. О сложности заданий можно было судить по такому вопросу - чем отличается отечественная нумерация крючков от международной? Мужчины не только отвечали на каверзные вопросы, но еще и дополняли друг друга. Глядишь, в другой раз придут в библиотеку не только на конкурс, но и за книгой.

Впрочем, как рассказала заведующая отделом обслуживания Наталья Тюшкина, районную библиотеку посещают три тысячи читателей. Для города с населением в 12 тысяч человек - показатель совсем неплохой. А проходивший "рыбацкий" конкурс состоял из трех туров, его победители получили хорошие призы: удочки, спиннинги и другие принадлежности для ловли рыбы. На вопрос о проблемах Наталья Игоревна ответила, как и все сейчас библиотекари, - комплектование фондов.

От петроглифов до баек

Пудожский историко-краеведческий музей носит имя своего создателя - учителя истории Александра Федотовича Кораблева. Его дело продолжают такие же энтузиасты, работающие пока что не столько за заработную плату, сколько за идею.

Одна из интересных экспозиций - интерьер крестьянской избы. Нехитрые предметы быта соседствуют здесь с орудиями труда, как, например, нарядный женский костюм с самопрялкой. Долгими зимними вечерами женщины пели и пряли, а венцом их утомительного труда становились прекрасные платья с характерным для Карелии сочетанием цветов - красного и белого.

Большая экспозиция посвящена истории войны, людям, прославившим Пудож ратными подвигами. Многие из героев остались на полях сражений.

Огромный интерес у посетителей вызывает экспозиция, отражающая историю открытия и изучения древних наскальных рисунков - петроглифов. Петроглифы, представляющие изображения птиц, животных, людей, а иногда - загадочные знаки, были выбиты на скалах в эпоху неолита на восточном побережье Онежского озера в районе мыса Бесов Нос (Пудожский район). Открыты петроглифы 150 лет тому назад. В одном из залов музея представлены увеличенные изображения петроглифов с подсветкой. Эта экспозиция особенно привлекательна для туристов.

Музей хранит не только исторический материал, но и то, что связано с памятью о повседневной жизни пудожан. Об этом интересно рассказывает директор Галина Владимировна Сергеева. Ее рассказ на различные исторические темы дополняют занятные байки, имеющие самое непосредственное отношение к серьезному повествованию. Одни из них связаны с именем пудожского купца Первой гильдии Николая Александровича Базегского. О нем любит рассказывать старожил города Василий Федорович Минин, а музейщики старательно записывают услышанное. Например, про то, как хитрый купец сумел продать муку, в которой завелся мучной жучок. Или о том, как Базегский впервые попал на пароход. Новой техники боялся, но виду подать не хотел. Поэтому для успокоения все посылал приказчика узнать - хватит ли топлива доехать до места.

Другие байки называют в музее "народными". Любили пудожане разные истории "про старосту".

Вот поехал как-то староста с отчетом в Петрозаводск к губернатору. Заходит к высокому начальству с вязанкой прутьев. Каждый прут - символ какого-то хорошего дела, сделанного старостой в Пудоже. Расскажет про дело - и очередной прут в сторону. Другой прут берет - про другое дело речь начинает. Наверное, было за что и поругать старосту, но от нескончаемых рассказов про хорошие дела губернатор уснул. А староста вернулся в Пудож довольный и веселый.

Живет районный центр Карелии, старинный город Пудож своей жизнью, отличной от жизни больших городов. Главное отличие в том, что живется здесь намного труднее, чем в столица. Но люди любят свой край и, наверное, поэтому каждый приезжий чувствует здесь себя своим, проникаясь душевным теплом и приветливостью пудожан.



Наталья Красавцева


Редакция | Наш форум