logo 6/2003

Возвращенная старина


ЗАЛ ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ: ДВА ВЕКА В ЦЕНТРЕ СОБЫТИЙ

У старинного дома на площади Ленина, 1, который занимает краеведческий музей, длинная и богатая история. Строился он в 1775 году как комплекс административных зданий Александровского завода и на протяжении своей более чем двухвековой жизни поменял множество функций. Несмотря на это, за зданием прочно закрепилось название "Губернаторский дом".

Более столетия дом был резиденцией губернаторов и вице-губернаторов. Как и все здания на Круглой площади, губернаторский дом всегда относился к казенному строению, то есть, говоря современным языком, являлся служебным жильем. Здесь проживали более двадцати семей губернаторов и почти столько же вице-губернаторов.

Начиная с XVIII века, в губернаторских квартирах, кроме собственно жилых и парадных помещений, часто размещались рабочие кабинеты губернаторов с приемными и канцеляриями. Если позволяли размеры дома, в нем устраивались залы для заседаний различных комитетов губернского правления, в которых председательствовали непосредственно сам губернатор или его супруга. В нашем губернаторском доме роль такого помещения выполнял парадный двухсветный зал, расположенный слева от главного входа в здание. Двухсветный зал, в отличие от обыкновенного, имеет вдвое большую высоту и два яруса окон.

С 1998 года на Круглой площади начались проектно-реставрационные работы, и начались именно с парадного зала бывшего губернаторского дома. Реставраторы застали крайне удручающее состояние: отсутствовали две голландские печи, паркет разбит, медленно, но верно обрушался потолок, карнизы изуродованы, в аварийном состоянии балкончик. И все же зал сохранил очарование старины, а его хорошие пропорции давали возможность предположить, каким благородным и в то же время уютным он был и мог вновь стать.

Судя по архивным источникам разного рода, этот зал находился в центре многих важных событий в истории Петрозаводска. Вот лишь некоторые из них.

В 1841 году "...в большом зале при половине корпуса, занимаемой губернатором, где бывают комитеты: народного продовольствия, дорожная, тюремная и прочие и дворянское собрание", "в высокоторжественные дни" проводились балы и обеды.

В 1845 году, когда в Петрозаводске вновь возникла любительская театральная труппа, в двухсветном зале губернаторского дома ставились спектакли.

В статье "Общественные увеселения в Петрозаводске", напечатанной 15 октября 1853 года в "Олонецких губернских ведомостях" отмечалось: "...главным местом соединения общества зимою служат благородные собрания. Они обыкновенно бывают в доме, занимаемом господином начальником губернии. Здесь для собраний представлены были до сих пор зал в два света с хорами для музыкантов, гостиная, бильярдная и комната для буфета".

В июне 1872 года здесь с успехом и "при большом стечении публики" прошел творческий вечер одного из замечательных заонежских сказителей И. А. Касьянова.

А после революции 1917 года зал дворянских собраний стал называться большим залом заседаний Совнаркома.

Последние годы зал был разделен многочисленными перегородками на маленькие кабинетики у каждого окна, а средняя часть превращена в фондохранилище с высокими стеллажами. Музей ждал и ждет реконструкции исторического здания, которое требует немалых затрат. Первый шаг сделан - совсем скоро будет открыт после реставрации комплекс помещений зала Дворянских собраний. Это собственно двухсветный зал, а также примыкающие к нему небольшое круглое помещение диванной, совсем крошечная топочная с витой лесенкой на хоры и гостиная, которая в будущем станет лекционным залом обновленного краеведческого музея. Проектировщики-реставраторы института "Карелпроект" и строители компании "ВЕК" постарались сделать все возможное, чтобы вернуть историческим интерьерам облик, обращающий посетителей в XIX век.

Тогда, в 1841 году? губернский архитектор Василий Тухтаров, предложивший радикальную реконструкцию двухсветного зала, писал в своем отчете: "...пол сгнил, старые 2 голландские печи от давности почти разрушились, растрескались и сих двух печей для тепла недостаточно.., хоры в зале, примыкающие к поперечной стене, по дурному и непрочному укреплению и тяжести их конструкции отделились от стены. Два окна, занимая своей обширностью хоры, лишают зало света и делают безобразным вид, тогда как если бы первоначально были устроены на противоположной стороне, а не в виде огромного висящего ящика, тогда могли бы даже исправить собой неправильность простенков зала... По верху при соединении потолка со стенами некогда был карниз (или что-то похожее), но обвалился по времени... Штукатурка во многих местах от стен и потолка отстала, и стены и потолок от дыма худых печей закоптели"...

Похоже, Тухтаров обнаружил здесь такую же разруху, как и современные реставраторы спустя почти 160 лет. И тот, и другие одинаково активно взялись за дело. Правда, Василий Васильевич все переделывал, а мы старались воссоздать именно тухтаровский интерьер, выполненный в стиле классицизма, - просто и вместе с тем изысканно, без излишней вычурности и с хорошим чувством пропорций архитектурного пространства и деталей, отличающих Тухтарова во всех его постройках.

"Хоры сломать, вновь сделать на другой стороне зала, над новыми печами полуциркулем от одной продольной до другой стены. Но чтобы впоследствии не иметь в осадке опасность (как раньше), сделать оные на столбах с обшивкой по оным досками под штукатуркой, с поставкой балюстрады с карнизом, фризом архитрава, который тянуть кругом всей залы между верхних и нижних окон. ... чтобы дать сей зале приличный вид, под сим карнизом сделать дорического ордера пилястры на поперечных стенах, на продольных между двумя окнами по две"... Хоры были перенесены и сделаны "полуциркулем", бело-золотые балясины придали им легкий и праздничный вид, по стенам зала пробежали два карниза - потолочный и межоконный, поддерживаемый пилястрами (плоскими колоннами) с капителями простого рисунка. Все почти так, и все сохранилось до наших дней!

Зал Дворянских собраний площадью чуть более 100 квадратных метров и высотой 6 метров занимает всю ширину двухэтажного корпуса, выходя окнами и на площадь, и в сад. Когда-то окна второго яруса были в два раза меньше по высоте нижних, повторяя сохранившееся до сих пор соотношение окон кордегардий. Позднее, примерно в середине XIX века, все окна вторых этажей корпусов Круглой площади были увеличены по высоте в полтора раза для лучшего освещения помещений. Это повлекло частичное разрушение карнизов, как со стороны фасадов, так и внутри залов. Чтобы восстановить перерезанный окнами потолочный карниз двухсветного зала, было принято решение вернуть окнам второго этажа изначальные размеры и уменьшить их.

Часть окон зала, выходящих в сад, оказалась полностью закрыта появившимися позднее строениями, что напрочь лишило интерьер его удивительной пронизанности светом. Два окна удалось освободить, снеся полуразрушенную пристройку, а там, где это оказалось невозможным, пришлось прибегнуть к маленькой хитрости - устроить такие же окна, но забрать их зеркальным стеклом. Войдя в зал, не сразу и заметишь, что не все окна смотрят на улицу.

Кроме окон, в зале восстановлены по двум сохранившимся печам еще две, утраченные в XX веке, отреставрированы балясины на хорах. В полукруглой со сферическим завершением нише-конхе под балконом будет, как и прежде, стоять бюст Петра I. Заново уложен паркет и по обмерам восстановлены оконная столярка и филенчатые двери.

За большим залом находится маленькая диванная, архитектурная выразительность которой усилена ее круглой в плане формой и сводом мягких сферических очертаний. Этот свод, возведенный из деревянных конструкций в XIX веке, интересен и с изнанки, - его видно, если подниматься из помещения топочной по лесенке на хоры. А из диванной можно пройти в гостиную или же выйти в сад, как это было когда-то давно.

Название топочной говорит само за себя: отсюда топилась печь, выходящая в зал. Здесь, вероятно, были сложены дрова. Архитектурное оформление этого помещения ограничилось лишь тянутым потолочным карнизом, простого рисунка паркетом да такими же филенчатыми дверями, как в зале.

Центром композиции стала деревянная лестница, ведущая на хоры зала. Кстати, с этой лестницы можно увидеть любопытную деталь. Во время ремонта штукатурки на поперечной стене здания был обнаружен карниз с "сухариками" (прямоугольными выступами под ним), явно наружного, фасадного масштаба, а также заложенные оконные проемы. Эта находка лишний раз подтвердила, что первоначально нынешний корпус N 1 состоял из трех отдельных зданий. А фрагмент найденного карниза оставлен на стене в раскрытом виде для любопытных.

Отреставрированные помещения - результат кропотливой работы проектировщиков-реставраторов и строителей. Результат, видимый для окружающих. Но сам процесс работы на историческом объекте, когда буквально ощущаешь толщу времен, через которую прошло сооружение, - это отдельный роман. А строительные и инженерные премудрости двухвековой давности удивляют нас и дают подчас нестандартные идеи для нынешних решений. Хочется отметить замечательную работу компании "ВЕК", без высококвалифицированных рабочих и инженеров которой не получилось бы то, что нарисовали архитекторы.

Необходимо упомянуть хотя бы некоторых из тех, кто разрабатывал проект реставрации. В первую очередь это начинавший большую работу по исследованию памятников на Круглой площади заслуженный архитектор России Николай Владиславович Куспак (1919-1998), архитекторы В. Куспак, С. Ициксон, Ю. Шевлякова, инженер-реставратор А.Мажорин, под чьим руководством работала конструкторская группа, специалисты, ведающие прокладкой инженерных сетей, - почти вся 1-я мастерская института "Карелпроект", а также автор этой статьи



Елена ИЦИКСОН,
архитектор


Редакция | Наш форум