logo 6/2003

Три года в неволе


В 12 лет Людмила стала заключенной финского концлагеря в Петрозаводске


Илл. Людмила Форисеева в 1947 году.

... Погода стояла чудесная, теплая и солнечная. Отдыхай в своё удовольствие! В пионерский лагерь Людмила Форисеева ездила с удовольствием. Лето - это особая пора. Столько всего интересного, когда радуешься каждой травинке, расцветающему цветочку. В 41-м году Людмила перешла в пятый класс. Росла она настоящим чертёнком: ей ничего не стоило перебежать дорогу перед проезжающей машиной, рано начала кататься на лыжах, на коньках.

И вдруг - война. Когда детям в пионерском лагере сообщили эту страшную весть, несколько человек, и среди них Людмила, собрались и решили создать отряд, чтобы ловить диверсантов. За что получили от старших взбучку, а через два дня были отправлены по домам.

Подпорожскую область, где жила Людмила Форисеева, окружили со всех сторон финны. Отец Людмилы, Александр Васильевич, на баржах отправлял людей и всё, что только можно было отправить. Домашним сказал:

- Переправлю последнюю баржу и приеду за вами.

С берега Свири с одной и с другой стороны шёл миномётный огонь. Непрестанно бомбили самолёты. Наконец, отец за ними приехал - на полуторке, где уже сидели 12 семей. С собой смогли прихватить лишь узелок с одеждой. Не так далеко и отъехали, как кончился бензин. Два месяца прожили в лесу, без еды, все оборвались ...

Решили пробираться дальше. Шли только ночью, днём боялись. А тут пошли рано утром и нарвались на отряд финских мотоциклистов. Те погнали их к железной дороге. Подогнали состав, в котором перевозили скот, погрузили в вагоны и повезли. На вторые сутки прибыли в Петрозаводск.

Финны разместили всех в третьем концлагере, на берегу Онежского озера, неподалёку от Зарецкой церкви, где теперь улица Правды. Кормили очень плохо.

Людмиле было тогда 12 лет, братику Саше было чуть больше года, сестре Жене - три, Кире - девять лет. Пайки, что выдавали, были очень маленькими, и дети стали уходить за проволоку на добычу. Людмила никогда ничего не боялась. Ходили в поле, собирали мерзлую картошку, капусту, всё, что попадалось, то и брали. Потом стали ходить по солдатским кухням. Финны бросали объедки, кусочки хлеба, некоторые отливали суп из своего котелка.

Обычно Людмила и другие сорвиголовы сидели на чердаке частного дома и наблюдали за часовыми, чтобы выждать удобный момент. Как только часовые расходились в разные стороны, дети поднимали проволоку и выбирались на волю. Однажды Людмила напоролась на колючую проволоку. Колючки сильно впились в тело, но, не обращая на это внимания, Людмила убежала, оставляя за собой следы крови. Ногу потом перевязали, а глубокие царапины так и остались на всю жизнь.

Оказалось, в Петрозаводске на Перевалке жила папина тётя, сумевшая отыскать их в лагере. У тети была корова, и Людмила тайком бегала к ней, чтобы принести в чайнике молоко для маленького братика. А вид делала, будто воду несёт.

- Как-то пошла я, - вспоминает Людмила. - Около проруби стоял охранник, заметил меня и отобрал чайник, вылил молоко на снег. Как ни уговаривала, говорила о маленьком братике, ничего не помогло.

Так и прожили три года - везде охрана, колючая проволока.

28 июня 1944 года финны ушли, взорвав ночью мост по улице Луначарской.

Везде минировали, подкладывали мины под крыльцо. Много людей тогда подрывалось на минах. А утром распространился слух, что показались наши корабли. Дети побежали на Вознесенье встречать солдат. Людмила, конечно же, не могла остаться в стороне. Приставали корабли, выходили солдаты, строились и запевали: "Вставай, страна огромная!". Ребята пристраивались сзади и тоже пели.

В Петрозаводске открылся госпиталь, и Людмила стала помогать раненым. Писала письма, выполняла их просьбы. 9 мая 1945 года объявили: Победа! Господи, сколько было радости! На площади Ленина плакали, смеялись, обнимались, целовались совсем незнакомые люди. Людмила привыкла радоваться всему, несмотря ни на какие невзгоды. А в этот день душа ликовала. И снова был ласковый, солнечный денёк. Это был самый светлый, самый добрый день в ее жизни.

Наступила мирная жизнь. Нужно было наверстывать упущенное. Людмила работала щипальщицей на слюдяной фабрике, потом калькулятором в кафе и училась в вечерней школе. Но ее притягивало небо, и она решила поступать в Ленинградский институт авиационного приборостроения. На пятом курсе вышла замуж и через несколько лет с мужем уехала в Челябинск. Потом работали в Запорожье. Когда в Петрозаводске открылся радиозавод, приехали сюда. Дети получили высшее образование, а сын пошел по стопам родителей, окончив ЛИАП.

Сейчас Людмила Александровна Форисеева-Банкет на пенсии, но жизнь ее на доме и даче не замыкается. Она по-прежнему человек активный, встречи в клубе пенсионеров "Душегрейка" без нее трудно себе представить.



Людмила ЛАУКАНИН


Редакция | Наш форум