logo 8/2002

После премьеры


ВОЗВРАЩЕНИЕ К РОМАНТИКЕ

В каждой области искусства есть такие явления, которые можно назвать эталонными. В хореографии к ним прежде всего следует отнести балет "Сильфида". Его премьера прошла в Петрозаводском Музыкальном театре в конце минувшего сезона.

Создавая на сцене Парижского театра в 1832 году образ главной героини этого балета, великая Мария Тальони впервые в истории танца встала на пуанты. Тем самым она как бы приподняла свою Деву воздуха над землей, подчеркнув ее ирреальную природу. Отсюда ведет свое начало классический балет. Однако историческая заслуга Тальони не ограничилась пуантами. Великой она стала прежде всего потому, что благодаря ей виртуозное ремесло превратилось в возвышенное искусство.

Сюжет балета "Сильфида" связан с шотландскими легендами, однако он раскрывает чисто романтическую идею недостижимости, иллюзорности счастья. Любовь - мечта, идеал, к которому стремится человек, но обрести эту "синюю птицу" в реальной жизни невозможно. При всей клишированности этой романтической истории она покоряет своей искренностью и чистотой.

В отличие от хореографии музыку балета постигла совсем иная судьба. В первоначальной версии она принадлежала некоему Жану Шнейцхофферу и, видимо, не отличалась особыми достоинствами, ибо уже в 1836 году "Сильфида" ставилась с музыкой Ж. Левеншелля (он же - Херман Левенсхельд). И при том, что она тоже не отличается романтическими красотами, эта музыка живет по сей день, ибо обладает одним очень важным достоинством - она легко станцовывается.

На протяжении XIX века хореография тоже менялась. Самой устойчивой оказалась редакция Августа Бурнонвиля, которую и осуществила на сцене Петрозаводского Музыкального театра Ольга Розанова. "Сильфида" в исполнении нашей балетной труппы - закономерный результат работы последних лет, которая началась с "Полета Тальони". Рождественские праздники ознаменовались появлением "Шопенианы", воссозданной Еленой Чехониной. Этот хореографический шедевр, принадлежащий другому великому представителю (уже русского) балета Михаилу Фокину, появился почти сто лет спустя после "Сильфиды", но близок ему и по духу, и по содержанию.

Кстати, первое название "Шопенианы" - "Сильфиды", и излюбленная тема балетов Фокина - тема одиночества, крушения иллюзий. Свою задачу он видел не в обновлении старого, а в создании новой хореографической лексики, способной максимально выразить движения души. Выразительные позы, жесты, группировка танцовшиц на сцене - вот язык Фокина. Для артистов балета - это непривычно и сложно, но они добились чистоты рисунка и естественной выразительности, без которых идея превратилась бы в схему. В этом, конечно, и заслуга постановщика, и самой труппы во главе с исполняющей обязанности главного балетмейстера Ириной Тольской.

В последние годы балетная труппа существенно омолодилась. Она стала ровнее в исполнительском плане и даже визуально кажется более единой, в чем убеждает постановка всех последних балетов. Особенно радует группа солистов: Наталья Волохович, Марина Кедровская, Анастасия Сидорова, Роман Петров, Вадим Харитонов. Молодежь, участвующая в спектакле, продемонстрировала безусловную творческую состоятельность. А Екатерина Потапова, сыгравшая роль ведьмы Мэдж, в свои 17 лет выявила незаурядную артистичность. Так и хочется воскликнуть "браво!", а всей труппе - так держать!



Наталия ГРОДНИЦКАЯ


Редакция | Наш форум