Интернет-журнал «Лицей»

«В каждой деревне – свой обиход, а вокруг всё наше – поморско»

Альфина Ерохина. Авторская кукла. Каркасная кукла, шитье, валяние. Хлопок, шерсть, искусственный мех
Альфина Ерохина. Авторская кукла. Каркасная кукла, шитье, валяние. Хлопок, шерсть, искусственный мех

В Доме ремесел открылась выставка мастеров декоративно-прикладного искусства «Мастера Кемской волости»

Клуб «Ляпачиха» привез, помимо фирменного лоскутного шитья, вязание крючком и спицами, вышивку рушников, резьбу по дереву, плетение из бересты и из соснового корня, войлоковаляние, народную куклу, свадебные костюмы.

В год 100-летия государственности Карелии Центр народного творчества и культурных инициатив запустил новый проект. Он посвящен, как и «Таланты из глубинки», народному творчеству, современной народной культуре. В Доме ремесел открылась первая из этого цикла выставка, на которой представлены работы мастеров Кемского Поморья. Лично для меня это была встреча со старыми знакомыми, несколько лет назад я уже писала о кемских мастерицах, создающих живописные картины, где краски – цветные лоскутки и нитки, а кисть – иголка. 

Сначала это был кружок для ветеранов – малолетних узников концлагерей и членов общества инвалидов, женщин собрала  Валентина Григорьевна Анисимова. Начали с лоскутного шитья, издавна популярного на Русском Севере. Например, в Архангельской области развивалась своя техника шитья, так называемый лоскутный мех. Чего только ни шили из лоскута: покрывала и стеганые одеяла, занавески на окна, одежду. Сегодня лоскутное шитье снова обретает популярность, о чем свидетельствуют и цены на изделия из цветного лоскута.

Валентина Анисимова. «Белое море». Лоскутное шитье. Машинная сборка, машинная стежка, хлопок

В Кеми этим занимаются уже 17 лет, скромный кружок ветеранов вырос в творческий клуб, название которого «Ляпачиха», несмотря на экзотику, имеет самое непосредственное отношение к тому, чем занимаются кемские мастерицы: ведь «ляпачок» означает на архангельском поморском наречии «лоскуток». Занятие, которое должно было помочь ветеранам скоротать свободное время, выросло в настоящее творчество. Создаваемые ляпачихами работы стали представлять художественную ценность: они выставлялись на выставках разного уровня, их охотно стали приобретать. Кстати, посетители нынешней выставки в Доме ремесел особо отмечали высокое качество работ, даже профессионализм. 

В 2003-2004 годах кемлянки приняли участие в конкурсе «Старшее поколение», где заняли третье место, которое позволило получить грант. На эти деньги закупили необходимые материалы и оборудование, что позволило расширить деятельность клуба, среди его членов появилась молодежь, родились новые направления творческой деятельности. 

Альфина Ерохина, член Гильдии мастеров Карелии, сегодня она возглавляет «Ляпачиху»

Сегодня в Петрозаводск «Ляпачиха» привезла, помимо фирменного лоскутного шитья, вязание крючком и спицами, вышивку рушников, резьбу по дереву, плетение из бересты, плетение из соснового корня, войлоковаляние, народную куклу, свадебные костюмы.

Мария Кошкина. Платье из коллекции «Вдохновение». Шитье, лоскутное шитье, хлопок, лен
Альфина Ерохина. Традиционная народная кукла. Хлопок, шерсть, лен
Галина Иванкова. Берестяная утварь. Художественная обработка бересты
Игорь Перекрест. Медведица Маша. Резьба по дереву

Здесь не боятся учиться новому. Так что вполне возможно, что через несколько лет, когда кемляне привезут в Петрозаводск новую выставку, маленький выставочный зал Дома ремесел будет тесен для них. И «Кемска волость» станет знаменита на всю Россию не только благодаря популярному фильму  Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». 

Кстати, этот крошечный поморский  городок, вотчина знаменитой Марфы Борецкой — Марфы Посадницы, оставил свой след и в истории России. И не только в военной. 

Старинная Кемь

А еще когда-то на гербе Кеми было изображено жемчужное ожерелье – жемчуг добывали в реке Кемь. Им украшали свои туалеты не только поморки, но и аристократки, и даже русские императрицы – от Екатерины II до Марии Федоровны, матери последнего русского царя. Кемляне отправляли в столицу жемчуга более чем на 200 тысяч рублей в год — сумма по тем временам огромная!

К сожалению, многовековой варварский способ  добычи жемчуга привел к его полному исчезновению. Так что украшения из северного жемчуга, царские наряды, отделанные им, сегодня можно увидеть в музеях Москвы. Хотя можно говорить о том, что на Севере остались традиции вышивки жемчугом, и это можно увидеть на  великолепных свадебных нарядах, мужском и женском, привезенных на нынешнюю выставку и сшитых кемскими мастерицами. Правда, украшены эти наряды уже бисером и стразами и были изготовлены в рамках проекта «Свадебный уклад на поморский лад».

Елена Дмитриенко. Свадебный венец. Сажение по бели. Лен, ПВА, перламутр, стразы, золотная нить, атлас. Людмила Шумкова. Свадебный костюм Русского Севера. Шитье, жакард, парча, хлопок, кружево, золотная нить
Татьяна Харитонова. Головной убор по мотивам каргопольского кокошника. Жакард, хлопок, картон, бисер, перламутр. Шитье, ручная сборка, вышивка, бисер, низание бисер
Свадебные наряды поморских невесты и жениха

Новый проект Центра национальных культур и культурных инициатив – это не юбилейный творческий отчет городов, сел и районов, а скорее свидетельство того, как велик потенциал народного творчества, традиций.

Кстати, своим девизом члены клуба выбрали слова Николая Рериха:  «…Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся».

Фото Валентины Чаженгиной

 

Exit mobile version