Интернет-журнал «Лицей»

Путешествие по миру с Лидией Винокуровой. Камерун и лучший пейзаж на Земле

Французский писатель, нобелевский лауреат Андре Жид уверял, что горы Капсики и село Румсики —  лучший пейзаж на Земле.

Петрозаводская путешественница продолжает рассказ о февральской поездке по Крайнесеверному региону Камеруна.

За окнами автобуса видим пейзаж, типичный для полупустыни. Редкие кустики разбросаны по песчаному ландшафту, на заднем фоне обрамленному невысокими горами Адамава.

 

Африканские дамы очень грациозны, с прямой осанкой и гордо поднятой головой. А как иначе? Ведь свои дамские сумочки они носят исключительно на голове.

 

Мы пришли на берег реки Колы, что в Камеруне, а не в Мурманской области. В сухой сезон на месте реки видны груды валунов и маленький ручеек. Но, как говорят очевидцы, как только начинается дождь, сразу река превращается в бурный, все сметающий на своем пути, яростный поток. Причем за несколько минут. Сегодня на небе не просматриваются тучи, поэтому мы пойдем вглубь реки — там очень красиво.

 

 

 

Мы спустились в один из рукавов реки Кола, которую в сухой сезон можно просто перешагнуть, и идем по дну каньона. По краям этого каменного туннеля высятся причудливые скалы, высотой примерно в  10 метров. Скалы сложены из базальтовых пород серого цвета с разводами.

 

Скалы и расщелины имеют разные формы и соответствующие названия. Вот, например, кольцо.

 

Местный гид утверждал, что это карта Африки.

 

Скальное образование под названием Пещера рыбака. А что, уютненько так. Разводи костерок, вари уху — ветер не дует.

Оказалось, река Кола — очень живописное место. Не зря сюда заехали.

Едем по маршруту дальше. Пейзаж за окном отнюдь не скучный. Интересно, как долго еще простоит этот монумент, созданный матушкой-природой?

 

Дорога покрыта асфальтом, что вызывает наше недоумение. Среди постоянного бездорожья вдруг на тебе — полноценная цивилизация.

 

Крайнесеверный район — житница Камеруна. Здесь и скот разводят, и овощи сажают. Поля лука весело зеленели вдоль трассы.

 

В некоторых деревнях сооружены специальные жертвенники для бога урожая. В круглое отверстие бросают те овощи, в выращивании которых заинтересованы. Фигура слева изображает самого бога урожая.

 

В мусульманском окружении в скалистых горах Мандара живет языческий народ капсики и верит в своих духов. В свое время фульбе пробовали их завоевать и обратить в ислам, но тщетно, те спрятались в ущельях. Туда мы и едем.

Дорога очень плохая, автобусы еле-еле ползут по ямам, да еще и серпантин усложняет движение. Но картинка за окном весьма привлекательная. Одиноко стоящие скалы здесь называют «пальцами дьявола».

 

Мы добрались до места сегодняшней ночевки — в село Румсики. Сакральное место для румсичан —  скала Зибу. Если у пары долго нет детей, то супруги вместе с шаманом и козлом идут к горе. У подножия горы женщина совершает сексуальный обряд. Потом козлу перерезают горло, пьют кровь, а остаток наливают в кувшин. Женщина должна босиком обойти вокруг скалы с кувшином на голове. Если она это сможет сделать, то беременность наступает. Осечек пока не было.

 

Ночевать сегодня будем в таких домиках. Электричество, вода и канализация предполагаются, но ничего не работает, так как нет посетителей уже давно. Фонарик, ведро с водой и кувшином нас уже не раз спасали, не пропадем и здесь. Главное, что очень вкусно накормили!

 

Горы Капсики и село Румсики — один из самых популярных пейзажей Камеруна, воспетый французским писателем XX века, нобелевским лауреатом Андре Жидом. Он уверял, что это лучший пейзаж на Земле. Возможно, Жид был поклонником неземных цивилизаций. Во всяком случае пейзаж сюрреалистичен и напоминает лунный своими острыми вулканическими пиками. Андре Жид приезжал сюда в отпуск и здесь творил.

 

Дети племени капсики из села Румсики подготовились к приему гостей. Они спели хором, очень дружно, какую-то песенку.

 

 

 

 

 

 Нас провели по деревне. Это, видимо, прядильный цех по производству нитки из хлопчатника.

 

 

 

 

Местная больничка. Здесь можно сделать прививку от полиомиелита.

 

 

Гуляя по деревне, увидели еще один вид ручного творчества: изготовление посуды из глины. При нас мастерица делала плошку, которая получилась коричневого цвета. На вопрос, как же ее покрасить в черный, гид рассказал следующее. Посуду обмазывают экскрементами животных и оставляют на солнце — через неделю она меняет цвет на черный. Далее утварь используется для пищевых целей. Желание купить пропало — с рекламой здесь явно не умеют обращаться.

 

 

 

Самый главный аттракцион — гадание на крабе. Этим занимается очень старенький дедушка. Для этого у него есть два кувшина. В одном сидит краб, в другом кувшине битые черепки. Гадальщик достает краба и засовывает его в кувшин с черепками. Краб какое-то время там проводит, шевеля их своими клешнями. Далее дед поднимает верхнюю часть кувшина (сосуд состоит из двух частей) и смотрит на кусочки керамики, которые двигал краб. Ответ готов. Только ему одному понятна расшифровка расположения черепков.

 

 

Вечером к нам в отель пришла фолкгруппа из деревни скрасить наш послезакатный досуг. Подозреваю, что она образовалась за час до этого.  Они исполнили 2,5 песнетанца: свадебный, похоронный и про любовь. Первые два не отличались друг от друга ничем. А третий взял за душу. Наш гид перевел. Либретто такое: парень с девушкой полюбили друг друга, поженились и родили троих детей. Но вот однажды жена подходит к мужу, лежащему в тени под акацией, и говорит, что уходит от него к другому, более работящему мужичку. На что ее муж оптимистично отвечает, дескать, иди, только оставь мне мешок с арахисом. А коварная жена и ушла! Но бонусом к мешку с арахисом оставила троих детей. Вот такая грустная история.

Ранним утром мы прощаемся с Румсики и едем глазеть на другие племена, живущие в Крайнесеверном регионе.

Продолжение следует

Фото Лидии Винокуровой

Exit mobile version