Говорят, племя кома находится как бы в коме. Отчасти это правда: они мало что знают о нашей планете, даже не следят за временем.
После столицы Камеруна Яунде и крайнего севера петрозаводская путешественница отправилась знакомиться с местными племенами.
С раннего утра наши автобусы продолжают карабкаться по пыльным ухабистым дорогам крайнего севера Камеруна.
Посреди большой поляны увидели скопление празднично одетых людей. Оказывается, сегодня, 11 февраля, в Камеруне общегосударственный праздник — День молодежи. Отмечается он с 1962 года, то есть с момента воссоединения страны.
Деток привели на праздник в одинаковых костюмах, наверное, это школьная форма.
На празднике присутствовал сам султан этого региона. Вот он сидит в праздничном одеянии, закрывающем лицо как от вируса. Вокруг него охрана и приближенные. Формат правления — ламидо или султанат — берет свое начало с момента исламизации и успешно практикуется до сих пор. То есть существует политическая система с президентом, парламентом и местной властью, но и религиозно-наследственная в виде султанов. Одно другому не мешает.
В Камеруне очень популярна одежда с портретом президента страны. Такую рубашку можно долго носить: Поль Бийя правит страной с 1982 года.
Камерунские девушки с детства привыкают к буйству красок своих нарядов. Особенно молодые красотки любят головные уборы: шарфы, повязки, заколки.
Присутствовали на празднике молодежи и юноши племени мбороро. Люди этого племени наносят на тело и на лицо какой-то замысловатый узор посредством тату или шрамирования.
Племя мбороро ведет кочевой образ жизни, строя себе шалаши из соломы и веток. Когда мы заглянули в один из домиков, все женщины, испугавшись, закрыли лица. Только одна храбрая дама согласилась показать свою красоту.
До нашего прихода хозяюшки работали. Делали муку из сорго. Хотели лепить пирожки, да мы, белые «насары», пришли…Пришлось бежать, даже туфлю потеряли.
Так бы и осталась у этих мбороро. Уютненько так, свежий воздух….Но надо ехать дальше.
Следующим утром нас ждал сюрприз: в племя кома надо ехать на мотобайке, 10 километров по бездорожью. Я долго размышляла, стоит ли рисковать….Что делать, любопытство победило. Поехала, первый раз в жизни.
Итак, мы идем в племя кома. Живут они почти на границе с Нигерией, собственно, оттуда они и ушли, когда началась исламизация. Их преследовали, убивали, поэтому кома и скрылась подальше от всех, живут в своем архаичном мирке.
Говорят, племя кома находится как бы в коме. Отчасти это правда: они мало что знают о нашей планете, даже не следят за временем. Но находясь среди этих дикарей, чувствуешь себя на удивление комфортно, как в компании старых друзей. Все люди доброжелательны и с удовольствием показывают, как они живут. И при этом абсолютно ничего не выпрашивают!
Пришла фолкгруппа с дудочками, начались пляски.
Наши ребята запустили дрон, что вызвало восторг танцующих. Все смотрят наверх.
У многих женщин племени кома нет двух верхних передних зубов. По традиции их выбивают, когда девушка становится женщиной. Считается, что это красиво. А пошла традиция, как предполагает легенда, из-за того, что люди часто болели столбняком, при котором челюсти зажимаются намертво. Чтобы как-то влить в рот жидкость, заранее выбивали зубы. Вдруг заболеет.
Вдруг появляется новый, довольно странный персонаж. Предположений было много, кто это: вождь, шаман или просто местный шут. Но успех он у нашей группы имел.
Танцы и общение с туристами не были бы такими веселыми, если бы отсутствовала веселящая жидкость. Ее время от времени черпали из большого зеленого ведра. Почетное место у этого животворящего источника занимала самая пожилая дама деревни с трубкой в зубах.
Думаю, наше общение было взаимно интересным. Это племя долго будет вспоминать забавных «насар», которые такие странные — в длинных платьях зачем-то приехали.
После племени кома хотелось увидеть что-нибудь близкое к цивилизации. Хорошим завершением дня оказался камерунский «снег». Очень хотелось в нем поваляться. На севере Камеруна занимаются промышленным выращиванием хлопка. Похоже, в этой деревне была перевалочная база, потому что столько куч хлопка мы нигде более не видели.
Фото Лидии Винокуровой