Интернет-журнал «Лицей»

«Интермузей-19». Состоялся ли диалог профессионалов?

Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг  с коллегами из Каргополя
Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг (справа) с коллегами из Каргополя

С 30 мая по 2 июня Национальный музей Республики Карелия представлял в Москве в «Манеже» наш регион на 21-м по счету форуме «Интермузей-19».

Отбор участников был весьма строгим. Из почти 500 музеев России, подавших заявки, стенды (площадки) получили 180. Причем 50 из них впервые стали участниками такого престижного музейного собрания. В ежегодном музейном съезде России приняли участие 16 стран, что придало ему международный характер. Тема форума была заявлена заранее – «Диалог профессионалов».

Скажу сразу. Диалог кого с кем? Диалог профессионалов друг с другом состоялся. Более 20 круглых столов, модераторами которых были ведущие музеологи, общение у стендов, деловые переговоры, презентации многочисленных проектов, встречи за чашкой кофе. Это далеко не все корпоративные  контакты. Проблемы музейной сферы, поиски решений, установление связей, обмен опытом, материалами – да разве все перечислишь!

Команда Национального музея РК на »Интермузее — 19»

Заведующая отделом Национального музея РК Евгения Воробьева, сотрудники музея Арина Шувалова и Светлана Логинова работали просто самоотверженно, с душой, почти по 12 часов ежедневно рассказывая о своем музее, о музейной сети Карелии. Они проводили мастер-классы, давали пояснения, отвечали на лавину вопросов, прививали любовь к Карелии многочисленным посетителям нашего стенда. Мои коллеги почти не спали четверо суток, готовя ночью раздатку и материалы для мастер-классов (десятки килограммов привезли с собой). Огромное им спасибо!

У стенда Национального музея Карелии
Стенд Национального музея РК был безбарьерным

О музейных проблемах. Круглые столы прошли с успехом при полных аншлагах. В залы набивалось по несколько сот человек.  В интернете велась прямая трансляция и запись, которая, по данным министра культуры России В.Р. Мединского, в первые дни набрала более 2 миллионов просмотров.

Известный музеолог Владимир Дукельский, будучи модератором круглого стола, посвященного проблемам музейного дизайна, сформулировал несколько своих постулатов:

— музейных дизайнеров специально нигде не готовят;

— дизайнер – это член команды создателей выставки, один из них, но не более;

—  музейная выставка – результат усилий коллектива, а не авторская выставка дизайнеров.

Я в своем выступлении поддержал мэтра музейного дела:

— дизайнеры, хорошо владеющие современными технологическими изысками, навязывают их музеям, иногда в ущерб замыслу выставки, ее содержанию;

— кстати, содержание выставки (исторические, этнографические, археологические аспекты) молодые дизайнеры знают порой очень поверхностно или относятся к ним как к чему-то второстепенному.

Известный питерский сценограф и музейный дизайнер Никита Силин возразил мне: «Вот вы (музей) и научите дизайнера историческому содержанию…» Мысль отчасти спорная, но несущая в себе и рациональное зерно. Надо плотнее вовлекать дизайнера в команду музея. Естественно, в регионах проблема взаимоотношения музеев и дизайнеров стоит острее, чем в столицах.

Я не случайно привел подобный пример дискуссии одного из круглых столов, чтобы дать понять , что они были не заорганизованы докладами, заранее подготовленными сообщениями. Шел полезный обмен мнениями и истина, конечно, была посредине.

Весьма плодотворным был круглый стол по созданию к 2025 году электронного государственного каталога, но в силу специализации вопроса не буду углубляться в эту  профессиональную проблему.

В ходе «Интермузея-19» в недавно отреставрированном музейном комплексе «Царицыно» прошло годичное собрание Союза музеев России. С докладом выступил его президент, директор «Эрмитажа» М.Б. Пиотровский. Процитирую его: «В стране наблюдается определенный музейный бум… Союз музеев – посредник между музейной сферой и государством… Нас хотели унизить, выселить, ограбить, но музеи выстояли!» Он отметил проблемы музейного сообщества: финансирование, музейные кадры (их готовят плохо или вообще не готовят), взаимоотношения с РПЦ (40% музеев находятся в бывших культовых зданиях).

«С руководством РПЦ у нас отношения хорошие, но в некоторых регионах из-за субъективных факторов наладить отношения пока не удается», — сказал президент СМР, приведя в пример музей Андрея Рублева, Кирилло-Белозерский и Владимиро-Суздальский музеи-заповедники.

М.Б. Пиотровский поведал о создании в ближайшем будущем целой сети филиалов Эрмитажа, Русского музея и Третьяковки по всей стране. Статус филиала поставит вопрос о статусе многих маститых региональных музеев, их суверенитете. Будут созданы еще музеи-спутники перечисленных флагманов, статус которых пока не определен. «Эрмитаж будет везде!» — заметил из президиума министр культуры В.Р. Мединский. Из столичных музеев в региональные (в основном художественные) повезут показывать свои фонды.

Выскажу свое мнение. Повезут, мягко говоря, не шедевры. Столичные музеи получат дополнительные экспозиционные зоны, будут и очереди (бренды сработают). Но будет ли удовлетворение? Да и в региональных музеях есть пока малоизвестные шедевры. Им надо показывать свои фонды, популяризировать их. Идея пахнет коммерческими приоритетами. Выступившая в прениях директор Музея изобразительных искусств Карелии Н.И. Вавилова заметила, что эти очереди в зачет региональным музеям не идут.

На собрании выступил В.Р. Мединский. Он отметил, что в стране наблюдается музейный бум. По посещаемости музеи почти на 50% перекрыли кинотеатры. «Интермузей», который еще недавно представлял собой ярмарку сувениров и торговлю медом, превратился в мощный, серьезный музейный форум», — отметил министр. Он поведал о планах создания в Москве сети музейных фондов открытого хранения, с доступом посетителей. Поблагодарил за поддержку этой идеи руководство Москвы. Министр призвал музейщиков активнее участвовать в нацпроекте «Культура».

В прениях посыпались вопросы, оголились проблемы. Директор областного музея Екатеринбурга заявила: «А как участвовать в нацпроекте «Культура», когда федералы не могут дать деньги напрямую регионалам? Для этого регионалам надо искать НКО, то есть лепить схему». Директор Тамбовского краеведческого музея А. Чиликин высказал мысль, что погоня за новизной в отборе на «Интермузей -19» привела к тому, что Астраханскую область представлял музей «Лягушка и жаба». Звучала идея о том, что все профессии, имеющие свои праздники, в этот день отдыхают. И только музейщики в свой профессиональный праздник работают день и «Ночь музеев». Может развести эти понятия? Непростой вопрос. Время для выступлений в прениях было ограничено.

У таких крупных форумов всегда есть опасность. Проблемы, решать которые надо незамедлительно, вопросы, растущие, как снежный ком, могут утонуть в успехах, победных рапортах и реляциях. Конечно, не все проблемы, но многие были предъявлены. Остается надеяться, их не просто послушали, но и по-настоящему услышали. Как говорится, слушай дубрава, что лес говорит.

Состоялся ли диалог профессионалов с властью? Пропасть между властью и профессиональным сообществом всегда опасна в любой сфере. Поэтому участников «Интермузея-19» интересует, состоялся ли профессиональный диалог с управленцами от культуры, будет ли постмузейнофорумный эффект? Поживем-увидим.

Exit mobile version