Интернет-журнал «Лицей»

Неизбежная война

Круглый стол в Национальном музее Карелии. Фото: Леонид Николаев
Круглый стол в Национальном музее Карелии. Фото: Леонид Николаев

Не только Зимняя, Незнаменитая, но и неизбежная. Сегодня от такого определения может случиться шок. В политико-дипломатической этике 30-х годов прошлого столетия это было нормой. Раздел карты, как дележка праздничного торта, считался нормой. Неизбежная война! Значит, ее желали все?

Традиционным круглым столом в Национальном музее Карелии отметили уже 80-летие советско-финляндской войны 1939 — 1940 годов. Первый круглый стол, о котором «Лицей» писал в материале «Война длиной в две строчки», был пять лет назад.

В исторической судьбе Карелии эта война была судьбоносной. И не только потому, что театр военных действий во многом случился на ее территории. По ее окончании статус республики, сменившей имя на Карело-Финскую, поднялся до уровня союзной. В фонтане на ВДНХ не только появилась карело-финская девушка, но за 16 последующих лет изменился архитектурный облик Петрозаводска. Университет своим рождением во многом обязан результатам этой войны. 

Постоянный участник круглых столов, профессор ПетрГУ Юрий Килин в начале своего выступления назвал эту войну неизбежной. «Это понимали все», – подытожил свое выступление ученый. Значит, не только Зимняя, Незнаменитая (А.Т. Твардовский), но и неизбежная. Конечно, сегодня от такого определения может случиться шок. В политико-дипломатической этике 30-х годов прошлого столетия это было нормой. Раздел карты, как дележка праздничного торта, считался нормой. Неизбежная война! Значит, ее желали все? Как зловеще звучат эти слова сегодня, когда оружие достигло гораздо большего совершенства.

О роли зимы в этой войне сказано много. Финны тоже понимали её неизбежность и, чтобы сделать войну зимней и иметь в таких условиях преимущество, затягивали переговоры. И им удалось дотянуть до зимы… Профессор Ю. Килин, проанализировав политический расклад сил, подчеркнул, что стоявшие за спиной Финляндии Англия и Франция не вступили в войну на ее стороне. Боялись союза Германии и СССР. Этим союзом сталинское руководство пугало бывших союзников России по первой мировой войне. Игра шла по-крупному, и ставки были высоки…

Участники круглого стола отметили недостаточную подготовку СССР к военному противостоянию с финнами. Наблюдалось определенное шапкозакидательство. СССР рассчитывал решить пограничный конфликт за месяц, а Финляндия  не планировала воевать более шести месяцев. Истина оказалась посередине: война продлилась 105 дней, или 3 месяца.

Сотрудник Центра воинской славы, военный реконструктор Валерий Лазарев зорко подметил, что эта война для нашего руководства имела неожиданный эффект. Финское общество сплотилось как никогда. Они перестали делиться на красных и белых финнов и превратились  в некий монолит. Как отмечалось на круглом столе еще пять лет назад, в наших военкоматах отмечалось «недоперевыполнение планов по добровольцам». Моральную и мотивационную подготовку мы проиграли еще до войны.

В лыжной подготовке противник превосходил нас на голову. Финны имели лучшие радиопередатчики и лучшую радиоразведку. Их шифровальщики разгадали шифры всех разведок, включая немецкую и американскую. 

У финнов был традиционный нож. У всех разные. Этот лапландский. Из коллекции Валерия Лазарева

В очередной раз был развенчан маргинальный миф о финских снайперах-кукушках. Поражает другой факт. 20% финских солдат и офицеров имели снайперскую подготовку. Каждый пятый! Кстати, миф о снайперах-кукушках часто распространяли сами финны, сея страх в рядах их противника.

В финской армии воевали добровольцы. Больше всего шведов – 12 тысяч. Дивизия! Среди них тоже были погибшие. Германия проявила к советско-финляндскому конфликту сдержанную холодность.

Полевые телефоны у финнов были эстонские. С миру по нитке… Из коллекции Валерия Лазарева

Это не исключало наличия больших проблем в армии противника. Финский солдат получал ремень с бляхой, кокарду, кепку, фрагменты уставной формы. Выдавалась винтовка Мосина и патроны. Их было много оставлено русскими гарнизонами, ушедшими из Финляндии после того, как она стала независимой. Воинов РККА финны убивали русскими винтовками и патронами. Бывают такие парадоксы. Очень плохо у противника было с обувью. На фотографиях это отчетливо видно. Каски у финских солдат были разнокалиберными: каски из коллекции Национального музея РК произведены более чем в 10 странах. И воевать финнам приходилось не числом, а умением. На лесных дорогах крупные соединения Красной Армии становились порой простой мишенью.  Груды разбитой техники тоже запечатлены на фотографиях.

Не избежали на круглом столе и болезненной темы людских потерь. По утверждению Ю. Килина финны потеряли около 27 тысяч. Для Финляндии это немало. Наши потери, как обычно, имеют непознанную дельту: от 120 до 150 тысяч. Примерно 1:5,5. По пленным называлась пропорция 1:10.  Финнов 600 и 6000 воинов Красной Армии. Отмечалась трагическая судьба возвращенных советских военнопленных. Интересно, что обе стороны в информационном шуме занижали потери: финны занизили их в два раза, а В.М. Молотов сообщил о наших потерях, в три раза уменьшив их.

 

В ходе войны для воинов РККА было выпущено пособие по лыжной подготовке. Из коллекции Валерия Лазарева

Советское руководство извлекло ряд уроков из этой войны. В РККА были проведены реформы, касавшиеся новых званий, уставов, лыжной подготовки. Суконная буденовка уступила место шапке-ушанке, пятипалые перчатки сменили на трехпалые рукавицы, а неудобные маскировочные халаты поменяли на маскировочные костюмы. Белые куртки отдельно и белые брюки отдельно. Так было  удобнее.

После войны в РККА сделали выводы. Из коллекции Валерия Лазарева

Итак, между двумя круглыми столами – пятилетие. Как изменился мир за эти годы! Количество военных конфликтов выросло во много раз.  Социальная напряженность усилилась. Часть бывших «сестер нерушимого Союза» породнилась с НАТО. Многое изменилось и в Финляндии, и в России. В итоге пятилетки мир стал гораздо более хрупким, взрывоопасным, непредсказуемым. Тема Зимней войны даже через 80 лет стала еще более актуальной.

Отмечалось, что за последнее время немало сделано в области увековечивания памяти об этой войне. Центр развития социального туризма реализует проект «Незнаменитая война. Уроки мира», издана книга с именами заонежан, погибших в этой войне, силами КРЦОО и фонда «Петрозаводск» издана книга «Питкяранта помнит! 1939-1940». 

80 лет назад сторонники мира проиграли партиям войны. Это привело к мировой катастрофе ценой в 50 миллионов жизней. Сегодня технический прогресс приведет, наверное, еще к большему коллапсу. Уместно повторить ключевые строки Александра Твардовского, которые он написал в разгар страшной войны в стихотворении «Две строчки»: «Из записной потертой книжки  /Две строчки о бойце-парнишке, /Что был в сороковом году  /Убит в Финляндии на льду». Этого бойца-парнишку он помнил. Бойцы-парнишки гибли дивизиями.

Поэты, писатели всегда были пророками в России. Д. Гранин, А. Твардовский ушли. Кто подумает о бойце-парнишке? И кто сегодня Даниил Гранин и Александр Твардовский?

Exit mobile version