Интернет-журнал «Лицей»

Товарищ Берг

Прибыв в Петрозаводск в 1922 году, Александр Шотман вошел в состав экономического бюро по связям Карельской трудовой коммуны с Москвой. Он был самой подходящей фигурой для этого, учитывая связи с руководством страны и лично с Лениным.

«…Гора горевала о нашем горе».

Марина Цветаева «Поэма Горы»

В Петрозаводске есть известная всем улица Шотмана. Эта важная транспортная артерия идет параллельно железной дороге. Парадоксально, но на улице Кирова поставлен памятник А.В. Шотману. Скульптору Геннадию Ланкинену удалось отразить образ революционера-аскета. В Петербурге есть памятник первым рабочим-марксистам. Одна из пяти бронзовых фигур посвящена Александру Шотману.

 

Памятник Шотману в Петрозаводске. Фото Леонида Николаева

У этой статьи могло быть много вариантов названий: «Заслуживающий абсолютного доверия…», «Первый президент Карелии», «Трагедия профессионального революционера»… Тем не менее отдаю предпочтение тому, которое  выбрал себе в качестве партийного псевдонима сам Александр Шотман – товарищ Берг, что в переводе с немецкого означает товарищ Гора. Согласимся, что это весьма образная метафора для твердого революционера.

Немецкий язык на рубеже ХIХ-ХХ веков был одним из самых распространенных в Европе. В финских семьях, носивших шведские фамилии, его часто знали. Выбор партийного псевдонима для профессионального революционера – своеобразное духовное таинство. Это отказ от своего прошлого, от происхождения, от всех мирских благ. Это подчинение идее, которой следуешь всю жизнь.

Своеобразный партийный постриг произошел у Сантери (так звала его дома мать) Шотмана в 1899 году, то есть в 19 лет. Он родился недалеко от Шлиссельбурга 140 лет тому назад. В анкете с гордостью указывал: «Из потомственных рабочих». Как это часто случается в рабочей партии, выходцев из рабочих в ее руководстве было немного. Александр Шотман действительно в молодости поработал немало лет у станков на различных заводах: Лесснера, Нобеля, Обуховском. Он совмещал работу в цехах с революционной пропагандой, участием в стачках, за что неоднократно арестовывался властями и бывал в ссылках.

Александр Шотман (справа) у токарного станка на заводе в Одессе в 1905 году. Из фондов Национального музея РК

Если учесть, что первый съезд РСДРП, прошедший в Минске в 1898 году, практически партию не создал, то можно утверждать, что Шотман стал коммунистом еще до официального оформления организации. Очевидно, членство в социал-демократическом кружке позволяло писать ему в анкете год вступления в партию 1899-й. Что называется, коммунист ab ovo, что по латыни означает «от самого начала».

Коммунистическая партия была оформлена только на II съезде партии, который начал свою работу в Брюсселе, а продолжил в клубе рыбаков в Лондоне в июле 1903 года.

 Александр Шотман был активным участником этого учредительного съезда. Важнейший второй партийный форум привел к тому, что организация сразу же раскололась на большевиков и меньшевиков. Подчеркиваю, что практически по всем пунктам жарких дискуссий (дело доходило иногда чуть ли не до рукоприкладства) Шотман занимал пробольшевистскую, ленинскую позицию. Именно тогда  в Брюсселе-Лондоне он обрел не только твердые убеждения, но и своего кумира, которому будет служить верой и правдой всю жизнь – Владимира Ленина. Ленин стал для него властителем дум, героем, живым языческим божеством. Шотман решил посвятить свою жизнь именно ему.

В психологии есть определение людей, которым нужны слепые адепты, впрочем, как и люди, нуждающиеся в вождях, нравственных поводырях. Не случайно Ленин как-то сказал об Александре Шотмане: «Человек, заслуживающий абсолютного доверия…». Он занимал ленинскую позицию на всех съездах и партийных конференциях.

Именно ему и другому твердому партийцу финну Эйно Рахья партия доверила важную миссию охраны Ленина в судьбоносном 1917 году. Они охраняли его в Петрограде, в шалаше на озере Разлив, где Ленин скрывался еще с одним вождем партии, Г. Зиновьевым. Именно они переправляли Ленина в Финляндию в сентябре 17-го года. Как известно, вождь партии в это время был загримирован. Приобрести парик для Ленина было поручено именно Шотману. Это была непростая операция. В старой советской литературе утверждается, что покупка мужского парика могла вызвать подозрение. В фильмах и книгах делался упор на то, что Ленина Временное правительство тщательно разыскивало.

Кстати, в фильме «Ленин в Октябре» режиссера Михаила Ромма у Ленина один охранник – некто товарищ Василий. Эту роль играл известный актер Николай Охлопков. Можно смело утверждать, что это обобщенный образ реальных охранников Шотмана и Рахья. Актер Охлопков вспоминал эту роль неохотно: «Я хорошо открывал дверь товарищу Ленину. Выйду, осмотрюсь. Если обнаружу шпика, дам ему в морду. Ну и сигналил Ленину, что можно выходить…».

В Хельсинки Ленин жил на квартире у Густава Ровио, работавшего в полиции по заданию партии. В начале октября 1917 года вождя переправляли в Петроград те же охранники с револьверами в карманах – Шотман, Рахья и машинист паровоза Н2-№293 Гуго Ялава. Этот паровоз оказался затем в независимой Финляндии. Возврат судьбоносного локомотива в СССР был одним из пунктов мирного договора между Москвой и Хельсинки в конце 1940-х.

Фрагмент игрушки, которую Ленин подарил сыну Г. Ровио. Из фондов Национального музея РК

Большевики в октябре 1917-го приходят к власти. И вот тут возникает проблема. Каковы судьбы людей «абсолютного доверия», профессиональных  революционеров, стоявших у истоков движения? Как они вписываются в мирную жизнь, эти революционные рыцари плаща и шпаги (скорее револьвера)? Судьба подобного рыцаря  революции Александра Шотмана достаточно характерна. В ней видны очевидные закономерности. Судьба сурово обходится с адептами вождя революции. Это начинается после ухода (смерти) вождя.

Сто лет назад в Карелии была образована Карельская Трудовая Коммуна во главе с красным финном Эдвардом Гюллингом. Более 10 тысяч финнов после поражения революции в Финляндии прибыли в Советскую Россию. Многие из них оказались в Карелии. Их манила близость к родине и мечта создать здесь плацдарм для экспорта революции в Финляндию и Скандинавию. В Карелии оказались даже многие члены революционного правительства Финляндии: Л. Летонмяки, Э. Хаапалайнен, И. Ярвисало, Г. Саксман, А. Усениус, Ф. Келлосалми, Я. Экстедт, Я. Виртанен, И. Ласси и другие. 

В 1922 году в Карелию прибыл и Александр Шотман. До этого он занимал важный пост замнаркома почт и телеграфа. Прибыв в Петрозаводск,  он вошел в состав экономического бюро по связям КТК с Москвой. Александр Шотман был самой подходящей фигурой для этого, учитывая связи с руководством страны и лично с Лениным. Например, ему удалось выбить из центра более 100 миллионов золотых рублей на строительство Кондопожского ЦБК. Говорят, это было чуть ли не последнее распоряжение Ленина, сделанное им из своего кремлевского кабинета. После октября 1922 года он руководил страной с дачи в Горках. Кстати, Шотман, как особо приближенное лицо, бывал у своего кумира в этой резиденции. Он до конца был с Лениным и в морозном январе 1924 года стоял у гроба вождя. Понимал ли он в тот момент, что смерть кумира изменит и его судьбу? Не думаю. Хотя не видеть того, что борьба за власть в большевистском руководстве началась еще при жизни и особенно болезни Ленина, было трудно.

В декабре 1922 года образовался СССР. Стало ясно, что КТК будет упразднена. 25 июля 1923 года была образована Автономная Карельская Советская Социалистическая Республика. Председателем ЦИК этой автономной республики был избран Александр Васильевич Шотман.  То есть, он стал ее первым президентом. Главой исполнительной власти –  руководителем правительства –  был Эдвард Гюллинг.

Эдвард Гюллинг (сидит второй слева в первом ряду), Александр Шотман (сидит третий слева в первом ряду) среди делегатов IV Всекарельского съезда Советов. Из фондов Национального музея РК
Александр Шотман среди сотрудников ЦИК АКССР. 1924 год. Стоит второй справа в первом ряду. Из фондов Национального музея РК

Проблем у нового руководителя было много. Шествие Советской власти в Карелии было далеко не триумфальным, если учесть позицию северных карелов. После гражданской войны и интервенции наш край находился в состоянии  разрухи. Бушевали голодные бунты. Крайне низок был уровень образования и квалификации новых выдвиженцев-руководителей, делегатов различных съездов. Этнические аспекты формирования новой власти периодически обострялись: предъявлялись обвинения то в финнизации, то в карелизации, то в русификации. В сформированных органах внутренних дел нередко случались проявления, мягко говоря, низкой дисциплины.

Естественно, шла и созидательная работа. Нехватку специалистов пытались компенсировать созданием ускоренных курсов, школ, отправкой на учебу в Питер и Москву. Быстро развивалась кооперативное движение. Многое было сделано в области просвещения и здравоохранения. Например, полностью был побежден тиф. В эпицентре этих проблем был Шотман.

В конце 1924 года Александра Шотмана отзывают в Москву. На посту председателя ЦИК АКССР его сменил Сантери Нуортева. Карьера Шотмана как государственного деятеля заканчивается.

После президента Карелии он в 1925 году становится главой акционерного общества «Радиопередача». Очень странная кадровая метаморфоза. Не правда ли?  А затем череда должностей в области народного хозяйства, говоря языком театра, эпизодического характера. Работал с 1928 года на Сахалине и Камчатке. Потом вернулся в Москву. Что же случилось с человеком абсолютного ленинского доверия? Профессиональный революционер – не вписался в мирные времена? Не хватило трехклассного народного училища? Между прочим, он знал четыре языка. Думаю, дело в другом.

«Революция пожирает своих детей», – есть такое старое выражение, известное со  времен Великой Французской революции. «Революцию начинают романтики, а к власти приходят…» – не хочу навешивать ярлыков.

Скорее всего Александр Шотман был уничтожен, как и многие другие государственные деятели так называемой ленинской гвардии. Обвинение было стандартным: «Участие в антисоветской троцкистской организации». 25 июня 1937 года он был арестован, а 30 октября этого же года расстрелян. О чем думал он, когда его вели на расстрел? Что вспоминал? Оставим эти вопросы домысливать читателю. Посмертно Шотман был реабилитирован в 1955 году.

Судьба оказалась жестокой к обоим охранникам Ленина. Эйно Рахья вначале был обласкан властью. Больших должностей он не занимал. «Выбирай любой город. Назовем в твою честь»,– предложили ему власти. «Да что вы… Не надо. Моя фамилия переводится на русский как руины», — отвечал скромный Рахья. Тем не менее поселок Торфяный был переименован в Рахья. Однако, «медные трубы и вода» не уберегли Эйно Рахья от огня алкоголизма, от которого он сгорел в 1936 году. Шотмана же перемололи жернова истории.  

Одна из биографий Шотмана, изданная в 1980 году, заканчивается фразой: «В 1938 году Александр Васильевич Шотман умер». Без комментариев… Дайте занавес!

Марина Цветаева права: «Только нет надгробия у той горы».

Exit mobile version