Завершился Пятый Международный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии».
Молодые музыканты покорили аудиторию и глубиной прочтения нотного текста, и виртуозным блеском. Все они воспитанники профессора Московской консерватории по классу камерного ансамбля Александра Бондурянского. У него есть чему поучиться. Сорок лет он возглавляет один из самых признанных в мире музыки камерных ансамблей – «Московское трио». Сам мэтр представил своих учеников, выйдя на сцену зала Музыкального колледжа со вступительным словом. Он и завершил вечер, поблагодарив слушателей за ту добрую энергетику, которую они посылали на сцену, подпитывая ею музыкантов.
Программа вечера носила изысканный характер, звучала только французская музыка конца XIX – первой половины XX века: Сен-Санса, Дебюсси, Равеля, Мессиана. Предваряя программу, Бондурянский ввел слушателей в атмосферу тех очевидных и незримых связей французской и русской культур, которые соединяют большинство предложенных в программе сочинений.
В первом отделении был исполнен квартет «На конец времени» одного из ведущих композиторов ХХ века Оливье Мессиана, которому в годы Второй мировой войны пришлось пережить ужасы концентрационного лагеря. В ощущении конца жизни он и создал свой восьмичастный квартет, соединивший в ансамбле те инструменты, которые оказались в наличии. В каком они были состоянии, не трудно догадаться. Возможно, частично этим определилась мера участия каждого тембра в ансамблевом звучании, а она здесь очень своеобразна. Совершенно самобытен и музыкальный язык. Но как в плане глубины образного раскрытия произведения, так и в качестве ансамблевого звучания молодые музыканты показали высочайший исполнительский класс.
Столь же сильное впечатление оставил и фортепианный дуэт. Исполненные им произведения: «Вариации на тему Бетховена» К. Сен-Санса, «Прелюд к «Послеполуденному отдыху Фавна» К. Дебюсси и хореографическая поэма «Вальс» М. Равеля ставят перед музыкантами совсем иные задачи. Есть в четырехручных фортепианных сочинениях некий элемент эстрадности и сопряженной с этим особой виртуозности. Все это дуэт блестяще продемонстрировал. «Прелюд» и «Вальс» – произведения, рожденные для оркестра и надо суметь передать средствами двух роялей все бесконечные оттенки звукописи, красок, на которые рассчитаны сочинения композиторов-импрессионистов. Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский и с этой задачей справились отменно.
Для многих присутствовавших в зале эта встреча с балетом была первой и запомнится она надолго, если не на всю жизнь. То, что показали на филармонической сцене петербургские школьники, с успехом могли бы претворить в жизнь воспитанники балетного подразделения петрозаводской школы искусств, как она раньше называлась, когда в ней работали замечательные педагоги и среди них наша славная балерина Наталья Гальцина. Сейчас все в прошлом. Сумеем ли возродить?
Cвидетелями мировой премьеры (то есть самого первого исполнения произведения) стали пришедшие на фестивальный концерт 5 июня. Такое в стенах нашей филармонии случается нечасто. Виновник и герой столь незаурядного события – давний друг фестиваля Хорхе Боссо, аргентинский композитор, виолончелист, дирижер. Впервые в Карелии он появился вместе с Дорой Шварцберг в Костомукше в 2002 году. И с тех пор не раз был участником фестивалей, возглавляемых Виктором Гориным. Боссо интересный и своеобразный музыкант. Покоренный исполнительским искусством скрипачки, он написал для нее и ее учеников немало произведений. Их творческому содружеству мы обязаны и той программой, которую имели удовольствие услышать на последнем концерте.
В ней Боссо предстал в качестве аранжировщика чужих произведений: знаменитой Партиты ре минор для скрипки соло И.С. Баха, Сонаты для скрипки и фортепиано Рихарда Штрауса и маленького шедевра Вагнера фортепианной пьесы «Листок из альбома». Прикосновение к великим творениям прошлого заманчиво и ответственно. Вступая в опасное соревнование с проверенным, занявшим свое прочное место в истории культуры сочинением, современный автор идет на большой риск, ибо надо соответствовать. Хорхе Боссо с честью вышел из этого поединка.
То, что он сделал, взяв за основу Партиту, вообще, заслуживает серьезного обсуждения. Оттолкнувшись от нотного текста Партиты, не изменив ни одного баховского звука, он присоединил к ней хоровую партитуру созданную на поэтические тексты средневековых авторов, преимущественно поэтов-миннезингеров.
Скрипка Доры Шварцберг звучит вместе с хором, выполняя роль то ли солирующего начала, то ли «continuo» (постоянного голоса). Хоровая ткань, выросшая из баховской гармонии, звучит замечательно, порой поистине роскошно. Но она настолько выразительна и самодостаточна, что, может быть, превратить ее в самостоятельное произведение? Однако, воля создателя – закон. Мы же были рады познакомиться со столь необычным опусом. К исполнению его подготовил и прекрасно донес до слушателей академический хор Петрозаводской консерватории под руководством Евгения Гурьева.
Иную задачу решал Боссо в скрипичной сонате Рихарда Штрауса. Сохранив в неприкосновенности партию скрипки, он превратил в оркестровую партитуру фортепианное сопровождение. В принципе это можно было сделать совершенно свободно, не придерживаясь оркестрового стиля Штрауса. Хорхе Боссо поставил перед собой задачу максимального приближения к блестящему оркестру Штрауса, в частности, к его симфонической поэме «Дон Жуан», близкой сонате по времени создания. Благодаря этому эксперименту можно говорить о жанровой модуляции из сонаты в концерт. Получилось интересно и убедительно.
За оркестровым пультом в этот вечер стоял маститый дирижер из Нижнего Новгорода Александр Скульский. Выход на одну сцену с Дорой Шварцберг и Хорхе Боссо неслучаен, маэстро давно и хорошо знаком с ними по Сахаровским фестивалям в Нижнем. Чувствовалось, что здесь сошлись единомышленники.
Поведение певицы на сцене представляет собой некое синтетическое действо: ее гибкое тело находится в постоянном движении – поначалу довольно робком, но постепенно как бы раскрепощающимся. Кульминационным моментом программы стал своеобразный «танец торса». Лура в прошлом танцовщица, а потому стихия движения идет не только от национальной природы, но и от выработанной привычки раскрывать смысл происходящего помимо голоса со словом через жест. Она постоянно апеллирует к слушателям, заставляя их повторять за ней слова и фразы. Порицая или одобряя, она не дает залу расслабиться и получает в ответ восторженные аплодисменты. Работает она с группой инструменталистов, составляющих с солисткой неразрывное целое: два гитариста, скрипач, пианист и исполнитель на ударной установке. Но и сама Лура, продолжая петь, в конце концов присоединилась к ударной стихии, отбивая ритм по таинственному предмету.
Мир музыки безграничен, мы знакомы лишь с малой частью его. Но любопытны порой встречающиеся неожиданные перекрещивания между очень далекими культурами: в одной из песен Луры совершенно явственно прозвучали интонации, знакомые нам по танцу моряков – «Яблочко». Поистине мир тесен…
16 июня в зале Музыкального театра концертом симфонического оркестра Санкт-Петербургской Академической капеллы им. М.И. Глинки под руководством Александра Чернушенко фестиваль «Белые ночи Карелии» завершился. В программу концерта вошли исключительно произведения русских классиков, хотя отличающаяся широтой исполнительская деятельность оркестра связана и с сочинениями зарубежных классиков, и – современной музыкой. В исполнении коллектива прозвучали оркестровые сочинения – «Арагонская хота» Глинки, «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» и Пятая симфония Чайковского – и несколько вокальных фрагментов из опер Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского. Исполнительская деятельность солистов – Людмилы Сиденко (меццо-сопрано) и Петра Мигунова (бас) непосредственно связана с капеллой, но не ограничивается этим. Оба они много и успешно гастролируют, а Мигунов к тому же и солист Большого театра. Их красивые темброво богатые голоса очень украсили звуковую палитру концерта.
Пятый Международный фестиваль «Белые ночи Карелии» завершился. Он действительно открыл много новых имен и подарил богатую пищу для ума и сердца. Его удостаивают своим участием выдающиеся музыканты, к нему тянутся молодые исполнители, и это радует. Он завоевал добрую репутацию на российском и зарубежном музыкальном пространстве и это означает, что у него есть будущее. Хочется надеяться, что та серьезная финансовая помощь, которую оказывают фестивалю различные организации, будет иметь место и впредь. Ведь это бесценный вклад с долгосрочной перспективой – в нравственно-эстетический потенциал нашего общества.