Существует распространенное мнение о том, что дети не любят и не понимают современную музыку. Этот миф был полностью развеян на концерте из произведений, созданных современными карельскими композиторами специально для проекта Карельской государственной филармонии и Республиканского фестиваля искусств «Концертино для юных талантов с большими артистами». Учащиеся из разных школ города исполняли пьесы, написанные не позднее января 2014 года специально для каждого из них. На концерте царила творческая атмосфера свободного общения: ребята задавали вопросы своим композиторам и с удовольствием говорили о сочинениях, которые представляли публике.
Фестиваль «Концертино» был создан при поддержке Министерства культуры Карелии и Фонда развития культуры «Корела» специально для детей. Его идея в том, чтобы участники получали удовольствие от выступлений и сотрудничества с именитыми музыкантами, композиторами, солистами и Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии. Для участников фестиваля были запланированы детская конференция «Мой любимый оркестр», творческие встречи, мастер-классы, интерактивные игры.
Cтартовал фестиваль с совместного концерта юных и профессиональных музыкантов. Впервые в истории симфонический оркестр пригласил юных музыкантов в свой состав.
Вторым концертом фестиваля стал вечер фортепианных дуэтов.
Лауреаты международных, всероссийских и республиканских конкурсов Анна Егорова, Ксения Звягинцева, Варвара Сергеева, Мери Багдасарян и Марта Широкова, все из класса заслуженного работника культуры Карелии Нины Кайске (ДМШ № 1 имени Г. Синисало), с достоинством выдержали интересную, сложную и разнообразную по стилям программу. Название концерта «It’s wonderful!» («Это прекрасно!») не только придавало особое настроение, но и было посвящено самому эффектному выступлению концерта. Во время исполнения фортепианным ансамблем одноименного произведения Джорджа Гершвина прямо из зала неожиданно для всех выступил с сольной партией на трубе Александр Медведев.
Кульминацией фестиваля «Концертино» стал Концерт музыки карельских композиторов для детей. Идея концерта родилась год назад, куратором проекта стала Анастасия Сало, член союза композиторов Карелии и Финляндии, композитор и преподаватель: «Организаторы проекта – Карельская государственная филармония и фонд «Корела» обратились ко мне с просьбой взять на себя кураторство. Такая инициатива и внимание к современным композиторам меня радует. Очень важно, что мы смогли вместе прийти от идеи к реальному результату, благодаря огромной поддержке карельских авторов и Министерства культуры Карелии.
Всю детскую музыку можно условно разделить на две линии. Первая группа – это музыка для детей, созданная на основе сказок, мифов, эпоса, это мир чудес и красочных представлений в плане оформления и его темброво-оркестрового воплощения. И, собственно, музыка, написанная специально для детей, такая, которую сможет и захочет сыграть юный музыкант, ступивший на путь исполнительского искусства. Всем известны пьесы и целые сборники небольших миниатюр, посвященные образам и миру ребенка с фантастическими персонажами, игрушками, первыми радостями и огорчениями. Среди них «Детский альбом» Петра Чайковского, цикл «Детская музыка» Сергея Прокофьева, «Альбом для детей и юношества» Роберта Шумана. И это лишь небольшая часть из них.
Сборники детской музыки есть и у карельских композиторов. Но интересно, что большая часть таких пьес написана для фортепиано. Цель проекта и сотрудничества с современными композиторами в рамках проекта «Концертино для юных музыкантов с большими артистами» состояла в том, чтобы пополнить перечень сочинений для разных инструментов: не только для фортепиано, но и для флейты, трубы, тромбона, баритона, саксофона, и даже для тубы, фортепианного трио, вокального ансамбля и ансамбля кантеле.
Так появились в репертуаре ребят и пьесы Анастасии Сало, редкие по использованию солирующих инструментов, яркие по образному замыслу: «С добрым утром» для трубы и фортепиано, «Колыбельная» для вокального ансамбля, «Бурлеска» для домры и фортепиано, «Танец колокольчиков» для ансамбля кантеле, «В цирке» для тубы в сопровождении фортепиано.
Особенность реализации проекта отразилась в живом общении композиторов и ребят, авторы «общались с детьми, узнавая возможности каждого ребенка, и писали такие сочинения, которые в наилучшем виде представляют возможности и способности юного музыканта». Анастасия Сало рассуждает о позитивных чертах такого творческого общения между композиторами и их исполнителями: «Детская музыка – очень сложный жанр. Здесь композитор не только воплощает в жизнь свои идеи и представления, а также решает определенные задачи, связанные с техническими возможностями учащихся, их психологией. В рамках проекта дети работали над произведениями не только со своим учителем, но и с самим автором, что очень важно при работе над только что созданным произведением. В этом случае идет двустороннее обучении: с одной стороны дети имеют возможность повысить свой профессиональный уровень, а с другой и сами композиторы постигают все тонкости при работе над детской музыкой, в процессе такого общения идет доработка произведения.
В программу концерта вошли замечательные, уже давно полюбившиеся и вошедшие в репертуар детские фортепианные произведения Г. Вавилова, А. Белобородова, Г .Синисало. Премьерные сочинения специально к этому концерту были написаны Борисом Напреевым, Анастасией Сало, Олегом Гуреевым, Вячеславом Ивановым, Анатолием Палаевым, Анной Орловой. Композиторы использовали в своей музыке знакомые образы детства. Анатолий Палаев написал для концерта три разнохарактерные пьесы «Весенним утром» для кларнета в сопровождении фортепиано, «Калейдоскоп» для флейты и фортепиано и «Вниз по Миссисипи» для баритона и фортепиано. В воспоминания о зимних праздниках погрузились слушатели при исполнении пьесы для фортепианного трио «Первый снег» Вячеслава Иванова. Марш Олега Гуреева «На трапеции», написанный для двух гобоев и фортепиано, продолжил тему цирка, начатую в программе концерта Анастасией Сало. Джазовой стилистикой отличалась пьеса «Ностальгия» для саксофона и фортепиано Анны Орловой, а в «Частушке» Бориса Напреева все услышали точно схваченные речевые интонации при исполнении одноименного жанра в интерпретации скрипки и фортепиано.
В концерте также прозвучали сочинения классиков карельской музыки – Гельмера Синисало (Вальс «Воспоминание» и «Бабочки» для фортепиано), Рувима Пергамента (песни «Зима идет», «Чудо-рукавички»). Учащийся Детской музыкальной школы имени Г. Синисало Михаил Касяник представил несколько пьес – «Две пиирилейкки» Геннадия Вавилова, «Токкату» Валентина Кончакова, Павел Касяник сыграл «Дождик» Александра Белобородова и «Мишка танцует» Дмитрия Цвибеля. Анастасия Соболева исполнила «Танцующего кузнечика» Геннадия Вавилова.
Современную музыку даже самые юные участники исполняли с удовольствием. Самым младшим артистам было 6 лет.
Концерт проходил в интерактивной форме благодаря ведущей Татьяне Талицкой. Поменялась привычная система строгого порядка номеров выступлений. Программа создавалась буквально на глазах зрителей – порядок номеров выбирался по жребию. На концерте современной музыки царило праздничное настроение от неожиданных сюрпризов – музыкальных подарков для слушателей. Кроме того, что каждый юный артист рассказывал о своем инструменте и пьесе, а композитор комментировал название и выбор инструмента в своем сочинении, ребята узнавали интересные и новые факты. Вместе с публикой юные музыканты увидели баритон и выяснили, чем он отличается от тубы, узнали, почему флейта называется деревянным духовым инструментом, хотя сделана из металла, а в фортепианном дуэте роялей больше, чем в фортепианном трио.
В завершение проекта «Концертино» организаторами запланировано создание сборника произведений представленной программы современных композиторов.
«Данный проект состоялся, но он не завершен, – отметила Анастасия Сало. – Скорее концерт и весь проделанный нами путь дали мощный толчок для дальнейшей работы. Уже сейчас есть задумки новых опусов, которые исполнят участники данного проекта в будущем. Они просят новую музыку и ждут ее!»
Мы будем следить за продолжением этого уникального проекта, наполненного творческой энергией и радостью музыкальных открытий.
Фото Карельской госфилармонии и Интернет-журнала «Лицей»