При упоминании имени первого австрийского романтика наша память сразу подсказывает два направления его творчества: песни и симфонии, среди которых прежде всего вспоминаем знаменитую «Неоконченную».
Песням в концерте было отдано первое отделение, но во втором прозвучала Месса Соль мажор – жанр, к которому композитор обращался не раз. Созданная восемнадцатилетним юношей (!), она во всей полноте демонстрирует беспрецедентную мелодическую щедрость и бесконечное лирическое обаяние рано созревшего художника, который далее на протяжении своей очень короткой жизни (1797 – 1828) будет одаривать не заметивших его гениальности современников все новыми шедеврами в разных жанрах от миниатюры до оперы.
Большинство знакомых нам месс, созданных разными авторами, отличаются значительными масштабами и внушительностью содержания. К этому располагает канонический латинский текст, сложившийся в эпоху Средневековья. Он настраивает на глубину и драматизм философских размышлений, отсюда и монументальность жанра. Здесь же, внимая красоте и юной непосредственности высказывания Шуберта, мы забываем о том, к чему взывает история жанра и как трактуется он в других подобных опусах. Волна за волной накатываются на нас эмоции, и мы с благоговением и благодарностью погружаемся в сотворенный композитором мир. И в этом мире главное – лирика. Ею наполнена вся романтическая музыка, однако у Шуберта она особая. Этот композитор на своих лирических страницах обращается ко всем, но каждый воспринимает в нем прежде всего обращение к себе.
Исполнение Мессы было выше всяких похвал, совершенно замечательным. И студенческий хор консерватории (художественный руководитель Евгений Гурьев, хормейстер Евгения Дыга), и студенческий камерный оркестр Nord-West Studium (художественный руководитель Эдуард Зондерегер) давно зарекомендовали себя в фестивальных выступлениях как первоклассные коллективы наряду с мастерами-профессионалами. Это многократно проверено в работе с великолепными дирижерами, и прежде всего с Саулюсом Сондецкисом.
В этом году исполнение Мессы осуществил нидерландский маэстро Конрад ван Альфен. Вместе с созданным и руководимым им Роттердамским камерным оркестром он был участником IX фестиваля «Белые ночи Карелии». Это была незабываемая встреча, следствием которой и стал нынешний приезд дирижера. Его яркая музыкальная индивидуальность, высочайшее профессиональное мастерство, потрясающее умение общаться с молодыми коллегами настолько покоряют их, что они осуществляют все ставящиеся Конрадом ван Альфеном задачи на пике возможного.
Группу солистов в Мессе составили артисты Воронежского театра оперы и балета: сопрано Людмила Солод, тенор Дмитрий Башкиров и бас-баритон Алексей Тюхин. Все они обладают добротными, сильными голосами, возможности которых они проявили, участвуя в различных, порой весьма престижных конкурсах. В частности, Д. Башкиров в 2012 году стал стипендиатом Вагнеровского фестиваля в Байройте, а это о многом говорит. А. Тюхин, задействованный во многих спектаклях театра, параллельно ведет обширную концертно-камерную деятельность, много выступая не только по России, но, в частности, в Италии. Л. Солод, участница различных фестивалей, в 2010 году уже успешно выступала в «Белых ночах Карелии», исполнив под руководством С. Сондецкиса партию сопрано в Мессе до минор Моцарта.
В первом отделении концерта солисты предстали в ином исполнительском амплуа – камерном. Они сплели венок из песен Шуберта, первым обнаружившим таящиеся в этом скромном жанре сокровища романтического века. Ему принадлежит примерно 600 песен. Это не самый значительный показатель плодовитости создателей песен в Германии и Австрии во второй половине XVIII и XIX веках. У многих авторов эта цифра переваливала за тысячу. Но ни один из них не создал столько шедевров, сколько содержит песенное наследие Шуберта. К сожалению, из них в репертуаре отечественных певцов мы находим лишь небольшую часть. В этом плане гости из Воронежа выгодно отличились, исполнив кроме нескольких очень популярных Lied – Серенады, Аve Maria, Скитальца – в основном редко звучащие песни, расширив тем самым привычный довольно узкий круг.
Не все звучало безукоризненно в аспекте подачи звука, мужчины порой излишне форсировали динамику своих голосов. Это понятно, им хочется показать возможности своих сильных голосов. Но… песни Шуберта представляют собой особо тонкую материю, природа которой постигается в результате долгого вживания в нее. Думается, со временем это пройдет, появится и необходимая тонкость, и большая гибкость, тем более что певцы работают с замечательным концертмейстером – заслуженной артисткой России Светланой Гельфанд, которая постигла тайну шубертовского духа в полной мере. Хочется пожелать певцам успехов в их нелегкой, но прекрасной деятельности.
Фото Петрозаводской государственной консерватории