Интернет-журнал «Лицей»

Публика лучше, чем в Ла Скала

 
В Костомукше завершился XXIV Международный фестиваль камерного искусства
 
{hsimage|Выступает мужской ансамбль праздничного хора Александро-Невской Лавры ||||} «Для всего живого и тем более для людей, которые обладают разумом, чувствами, важны прекрасные, божественные звуки музыки. Не heavy-metal, не кислота, а именно классика. Важно, когда мы соприкасаемся через душу с истоками нашей культуры», — такими словами  открывал XXIV фестиваль камерного искусства в Костомукше  отец Никодим, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы.
 
Слова эти были обращены к первым исполнителям  — мужскому ансамблю праздничного хора Александро-Невской Лавры,  но они раскрывают и идею всего фестиваля.  В этом году он назывался «И целого мира мало..» и был посвящен 25-летию «Терем-квартета».
 
{hsimage|Фолк-группа Jousnen jarved исполнила вепсские песни в современной обработке |right|||}Двадцать четыре года назад, когда фестиваль камерного искусства только появился, «Терем-квартет» впервые приехал в Костомукшу. С тех пор коллектив старается найти время в своем графике, чтобы приехать в маленький северный город, и свой юбилей он решил отпраздновать здесь. 
 
Фестиваль длился пять дней, с 22 по 26 июля. На открытии мужской ансамбль праздничного хора Александро-Невской Лавры представил зрителям историю нашей страны от Петра I до наших дней , отраженную в музыке: церковное пение, гимны «Гром победы, раздавайся!» времен Екатерины Великой, «Боже, царя храни»,  народные песни  «Ах ты, степь широкая», «В темном лесе» и даже романс по мотивам пушкинской «Метели». Второй концерт и все последующие прошли в КСЦ «Дружба». Фолк-группа Jousnen jarved исполнила народные песни на вепсском языке в современной обработке.  
{hsimage|Софья Селезнева, лауреат конкурса «ТеремОК!»||||} Второй день был посвящен «Терем-квартету». Баянист Андрей Смирнов представил проект «ТеремОК!». Это международный детский конкурс, на который приезжают дети со всей России. Победители поучают возможность выступить вместе с «Терем-квартетом» и записать диск.  Они по-настоящему талантливы, и такой конкурс для начинающих музыкантов – шанс показать свои способности.  А для зрителей это просто радость. «Если дети поют, значит, мы живем не так плохо, как думаем», —  убежден Андрей Смирнов. Все ребята исполняют народные песни, которые сами находят. Первая же конкурсантка, Софья Селезнева, красотой своего пения могла бы составить конкуренцию профессиональным исполнителям. А ведь на конкурс она приехала из маленького городка Спасск-Дальний, где всего одна музыкальная школа, почти нет педагогов.  
И сам «Терем-квартет» порадовал зрителей оригинальным выступлением.  Артисты играют на народных инструментах: Андрей Константинов и Алексей Барщев – на домре и домре-альте, Андрей Смирнов – на баяне, а Михаил Дзюдзе на балалайке-контрабасе, но их музыка выходит за рамки народного исполнительства, это кроссовер. Кроссовер –  «перекресток», жанр, позволяющий смешивать разные стили и направления. И на фестивале зрители увидели множество вариантов таких смешений.
 
{hsimage|"Терем-квартет", лауреаты конкурса «ТеремОК!» и ансамбль из Санкт-Петербурга ||||} С Международным молодежным симфоническим оркестром капеллы «Таврическая» квартет исполнил и классику, и вальс из кинофильма «Берегись автомобиля», и «Собачий вальс» — в шутку. Музыканты играли с такой отдачей, что дирижер Михаил Голиков вынужден был надеть кроссовки (он, можно сказать, дирижировал всем телом), а у Михаила Дзюдзе «в порыве страсти» порвалась струна.
{hsimage|Сцена из "Жизели" |right|||} Третий день начинался с балета. Солисты Императорского Михайловского театра оперы и балета танцевали  фрагменты классических балетов — "Лебединое озеро", "Жизель", "Баядерка". 
 
 
{hsimage|Танго ||||} А «Терем-квартет» вновь удивил. По словам Андрея Смирнова, они давно мечтали выплеснуть  энергетику своего коллектива в танце. Но в жанр балета влезать не стали, остановились на танго. Получилось оригинальное сочетание двух классических, но таких разных  танцев и музыки на народных инструментах.
 
 
Событием дня стал концерт  Игоря Бутмана. Билеты были все раскуплены, в зале ставили дополнительные стулья, люди усаживались даже в проходе. Бутман пообещал сыграть лучшее, что есть в их репертуаре.  Вместе с ним приехали  Антон Баронин (фортепиано), Сергей Хутас (контрабас) и Эдуард Зизак (барабаны). Великолепной игре не помешала даже небольшая техническая неполадка – у саксофона отпала деталь,  но музыканты продолжили играть без саксофона, а  маэстро Бутман извинился и заверил зрителей, что это не помешает ему сыграть то, что задумано. Прозвучала и музыка зарубежных композиторов, например, Гуннара Йохансона, и знакомые всем мелодии – «Колыбельная медведицы», «I feel good»  Джеймса Брауна и «Besame mucho».
{hsimage|Борис Андрианов ||||} Четвертый день начался с концерта «Терем-квартета» вместе с известными классическими музыкантами. Андрей Диев сыграл «Мелодию белой ночи» Исаака Шварца, а затем еще несколько произведений – вместе с «Терем-квартетом».
 
{hsimage|Граф Муржа |right|||} Граф  Муржа исполнил «24 каприс» Паганини, а  Борис Андрианов вышел с очень странным музыкальным инструментом, который оказался электровиолончелью. Перед тем, как начать, он произнес: «Я хотел сыграть Рахманинова, но решил что он в гробу перевернется, если его сыграют на электровиолончели». Вместо русского классика прозвучал современный итальянский композитор Джованни Солима.
В тот же день зрители увидели дуэт аккордеонистов А. Ширунова и Н. Гусевой. Затем выступил квартет «Черный квадрат» с отрывками из «Пер Гюнта». Было видно, как музыканты отдаются музыке, а в конце барабанщик насмешил зрителей, принявшись играть барабанными палочками сначала на подставке для микрофона, потом на полу, а затем и на контрабасе своего товарища, сильно его этим напугав.  Завершили  три виолончелиста из Латвии, «Melo-M», которые тоже повеселили публику потрясающей музыкой и зарядили энергией на весь вечер.
{hsimage|Василий Герелло и "Терем-квартет"||||} Закрывали фестиваль  «Терем-квартет» и солист Мариинского театра Василий Герелло. Помимо потрясающего баритона, Герелло порадовал зрителей своей удивительной открытостью. Рассказал, что чуть не заблудился на пути в Костомукшу, несколько раз спутав дороги, но все-таки доехал, «только чтобы увидеть костомукшан».
 
{hsimage|Зрительница подпевает Василию Герелло |right|||} Герелло исполнил несколько песен на русском и итальянском, а затем спросил, есть ли в зале украинцы. Несколько человек подняли руки, но когда Герелло запел украинскую песню и пошел с микрофоном в зал, подпеть ему решился только один, за смелость встреченный аплодисментами.  Впрочем, уже следующую песню пел весь зал.  
{hsimage|Юный аккордеонист Николай Овчинников и его преподаватель Александр Шевунов||||}Зрители с сожалением прощались с фестивалем. Остались прекрасные воспоминания: у зрителей – о музыкантах и танцовщиках, выступавших с такой отдачей и удовольствием, что рвались струны и ломались инструменты, а у артистов – о благодарной публике, встречавшей каждого восторженно, а провожавшей стоя и бурными аплодисментами. Василий Герелло отозвался о людях в зале так: «Вы лучше, чем в Ла Скала!».
 
 
 
Фото автора
Exit mobile version