Интернет-журнал «Лицей»

Сальвадор Дали в Москве

{hsimage|Сальвадор Дали. Равновесие пера|||}Вообще-то по понедельникам Государственный музей изобразительных искусств им. А.С Пушкина не работает, но в этот счастливый день открывалась выставка датских художников и выходной перенесли на вторник. Я прочитала об этом в Интернете, а как узнали остальные триста человек, не пойму. По крайней мере, не было огромной очереди на Волхонке, как в прошлом году, когда привозили Пикассо.

Не поклонница сюрреализма и кубизма, так и не дочитавшая «Дневник одного гения», на выставке я влюбилась в безумного Дали. Передо мной были не репродукции из альбомов и не интернет-картинки, а настоящие холсты, проделавшие путь из Европы в Россию.

В первом зале экспозиции представлены картины, шедевры творчества Дали. Поразило сочетание цветов, четкость линий, гармония тел и предметов. Я не искусствовед, но что-то внутри говорило: я вижу работы гения. И трогало до слез.

«Цветок в горшке» 1923 года показался  космическим (у Дали он и не мог быть обыкновенным!) из-за очень четких, прорисованных контуров листьев, а такое количество тонких оттенков зеленого можно увидеть, лишь с головой окунувшись в природу. На серо-голубом фоне между листьев как будто остались незакрашенные коричневые дыры. Неужели забыл? Разговорились с посетительницей: не может быть!

{hsimage|Сальвадор Дали. Без названия (по мотивам головы Джулиано Медичи Микеланджело)||||}Целая группа размышляла около картины "Равновесие пера. Внутриатомное равновесие лебединого пера":

— Интересно, а если убрать перышко, равновесие нарушится и всё упадет?

— А не он ли открыл популярные теперь 3D изображения?

И вместе с возникавшими в голове противоречивыми ответами думалось, как реалистично нарисована висящая над перышком человеческая рука, как ювелирно выведены жилы, какой пугающий подобран цвет. И к чему рядом эта жизнерадостная долька арбуза, и не эта ли настоящая гусиная голова на тонкой, покрытой перышками шее обронила перо, вдруг создав это картинное равновесие.

Наверное, на каждой третьей картине муза Сальвадора Дали, несравненная Гала. Впечатлили сказочная, в нежных розовых, лавандовых тонах «Гала, созерцающая явление инфанта Бальтасара Карлоса» 1981 года и «Три знаменитые загадки Гала» 1982 года, которые разгадать непросто, раз уж Дали не разгадал.

У каждого полотна хотелось стоять бесконечно: у провозглашающей искусство картины без названия по мотивам головы Джулиано Медичи Микеланджело, у пронзительного «Портрета бабушки Анны за шитьем», в поиске отличий — у двух «Стереоскопий с «менинами»…

{hsimage|Сальвадор Дали. Дон Кихот Ламанчский|right|||}В холле, ведущем в зал постоянной экспозиции музея, представлены карандашно-чернильные и цветные эскизы Дали, среди них иллюстрации к книге «Жизнь Бенвенуто Челлини». Вновь четко прорисованные мышцы и жилы на ногах и руках, необычные, но удивительно гармоничные здания, фигуры, головы…

В холле напротив – иллюстрации к первому тому романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Не помню, с чьими иллюстрациями была моя книга в детстве, но лучше, остроумнее и трогательнее, чем у Дали, я еще не видела. Гиперболизированная худоба и рост Дон Кихота, комичность его коня и Санчо Пансы, сложные сюжеты иллюстраций создают ощущение чтения самой книги.

Венчают экспозицию фотографии семьи Дали. На них Гала, Сальвадор, его отец. Красивые, молодые, настоящие…

{hsimage|Гала в шляпе в виде туфельки, выполненной по эскизам Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали||||}Выставка продлится до 13 ноября.

Exit mobile version