Интернет-журнал «Лицей»

Когда говорят портреты

Николай Абрамов. Ирина Ларионова на вернисаже своей выставкиНа выставке, которая открылась в конце минувшей недели в медиа-центре Vыход, представлены 30 фотопортретов, выполненных Ириной Ларионовой. Это десятая часть ее коллекции «Золотой фонд» – портретами Ирина занимается многие годы.

Составили они одну экспозицию по некоторым объединяющим их признакам. Это не случайные, выхваченные фоторепортером из толпы лица. С каждым из них автор хорошо знакома: о ком-то писала, с кем-то делала интервью, ее наблюдения, впечатления от этих контактов и вылились в портреты. Получился своего рода диалог творческого талантливого человека с близкими ей по духу людьми.

Несмотря на это работы большей частью постановочные: Ирина Ларионова словно предлагает каждому из своих героев остаться на какой-то момент перед фотокамерой и… начать с ней диалог. А уж выбор принадлежит автору. Представленные на выставке портреты – это не единственный вариант снимка. Рассматривая выставку, поймала себя на мысли, что кое-кого я бы увидела по-иному. И это право у каждого из нас. Однако это выставка Ирины Ларионовой, а не каждого из нас.

Представленные в экспозиции работы – портреты деятелей культуры Карелии: художников, писателей, артистов (но отнюдь не «доска почета»). Однако лишь на некоторых  снимках присутствуют атрибуты, свидетельствующие о профессии героя. Преобладают взгляды: умные, грустные, растерянные, восторженные, вопрошающие… Авторский прием? Или желание таким путем докопаться до сущности каждого? Не знаю. Но Ирина Ларионова слишком давно работает в фотографии, чтобы иметь на это не только право, но и возможности.

И еще одну деталь мне бы хотелось отметить: на выставке нет столь популярных нынче эпатажных снимков, когда героя ловят в не очень приятной для него ситуации или душевном состоянии. Что, на мой взгляд, свидетельствует о глубоком уважении человека с фотокамерой к тому, кого он снимает. Хотя при создании постановочных снимков, а немалая часть работ на выставке именно таковые, возникает большая опасность: чуть-чуть в сторону и выразительность, глубина, образность превращаются в раздражающую красивость. Здесь и проявляется талант фотохудожника – в умении избежать этого. Расширенные подписи к портретам мало что добавляют, когда говорят портреты.

В последние годы все популярнее становится черно-белая фотография,  такое ощущение, что все уже наелись цвета: она выразительнее, строго изысканная. Все 30 выставочных фотографий Ирины Ларионовой тоже черно-белые, и, на мой взгляд, они от этого только выигрывают. Кстати, в своем творчестве она никогда и не порывала с черно-белой фотографией.

К сожалению, выставочный зал медиа-центра «Vыход» невелик, экспозиция дает лишь представление о большой коллекции фотохудожника, которую Ларионова называет «Золотым фондом». Несмотря на то что создавала она его и собирала многие годы, процесс этот, к счастью, продолжается.

Вернисаж был многолюдным, и я обратила внимание, что многие, обойдя экспозицию, возвращались к ее началу и вновь шли от портрета к портрету, вглядываясь, а может быть, размышляя или вспоминая. К сожалению, в последние годы совершенно угас интерес художников к такому жанру как портрет, на многочисленных выставках в музее изобразительных искусств его встретишь нечасто, если только на тематических выставках, как, например, из музея А.С. Пушкина. Люди прошлых эпох пришли к нам с живописных портретов, люди ХХ века останутся скорее всего на фотографиях, о которых, впрочем, говорят уже как о художественных произведениях.

Ирина Ларионова, министр культуры РК Елена Богданова и арт-директор медиа-центра «Vыход» Сергей Терентьев. Фото Николая Абрамова
Ирина Ларионова. Ученый-этнолог Алексей Конкка и редактор Татьяна Каракан
Ирина Ларионова. Краевед, поэт, художник Вячеслав Агапитов
Ирина Ларионова. Художник Егор Кукушкин
Ирина Ларионова. Поэт Егор Сергеев
Ирина Ларионова. Философ, поэт Юрий Линник
Ирина Ларионова. Писатель Ирина Мамаева
Ирина Ларионова. Поэт Николай Абрамов

Exit mobile version