Составили они одну экспозицию по некоторым объединяющим их признакам. Это не случайные, выхваченные фоторепортером из толпы лица. С каждым из них автор хорошо знакома: о ком-то писала, с кем-то делала интервью, ее наблюдения, впечатления от этих контактов и вылились в портреты. Получился своего рода диалог творческого талантливого человека с близкими ей по духу людьми.
Несмотря на это работы большей частью постановочные: Ирина Ларионова словно предлагает каждому из своих героев остаться на какой-то момент перед фотокамерой и… начать с ней диалог. А уж выбор принадлежит автору. Представленные на выставке портреты – это не единственный вариант снимка. Рассматривая выставку, поймала себя на мысли, что кое-кого я бы увидела по-иному. И это право у каждого из нас. Однако это выставка Ирины Ларионовой, а не каждого из нас.
Представленные в экспозиции работы – портреты деятелей культуры Карелии: художников, писателей, артистов (но отнюдь не «доска почета»). Однако лишь на некоторых снимках присутствуют атрибуты, свидетельствующие о профессии героя. Преобладают взгляды: умные, грустные, растерянные, восторженные, вопрошающие… Авторский прием? Или желание таким путем докопаться до сущности каждого? Не знаю. Но Ирина Ларионова слишком давно работает в фотографии, чтобы иметь на это не только право, но и возможности.
И еще одну деталь мне бы хотелось отметить: на выставке нет столь популярных нынче эпатажных снимков, когда героя ловят в не очень приятной для него ситуации или душевном состоянии. Что, на мой взгляд, свидетельствует о глубоком уважении человека с фотокамерой к тому, кого он снимает. Хотя при создании постановочных снимков, а немалая часть работ на выставке именно таковые, возникает большая опасность: чуть-чуть в сторону и выразительность, глубина, образность превращаются в раздражающую красивость. Здесь и проявляется талант фотохудожника – в умении избежать этого. Расширенные подписи к портретам мало что добавляют, когда говорят портреты.
В последние годы все популярнее становится черно-белая фотография, такое ощущение, что все уже наелись цвета: она выразительнее, строго изысканная. Все 30 выставочных фотографий Ирины Ларионовой тоже черно-белые, и, на мой взгляд, они от этого только выигрывают. Кстати, в своем творчестве она никогда и не порывала с черно-белой фотографией.
К сожалению, выставочный зал медиа-центра «Vыход» невелик, экспозиция дает лишь представление о большой коллекции фотохудожника, которую Ларионова называет «Золотым фондом». Несмотря на то что создавала она его и собирала многие годы, процесс этот, к счастью, продолжается.
Вернисаж был многолюдным, и я обратила внимание, что многие, обойдя экспозицию, возвращались к ее началу и вновь шли от портрета к портрету, вглядываясь, а может быть, размышляя или вспоминая. К сожалению, в последние годы совершенно угас интерес художников к такому жанру как портрет, на многочисленных выставках в музее изобразительных искусств его встретишь нечасто, если только на тематических выставках, как, например, из музея А.С. Пушкина. Люди прошлых эпох пришли к нам с живописных портретов, люди ХХ века останутся скорее всего на фотографиях, о которых, впрочем, говорят уже как о художественных произведениях.