Театр кукол как вид искусства появился почти тогда же, когда возникли египетские пирамиды. Но самое страшное, что с ним за это время произошло именно в нашей стране, случилось лет 50-60 назад.
Так исторически сложилось, что театр кукол почти полностью оказался отданным на откуп детской аудитории. В сознании большинства живет убеждение: в театре кукол творят только для детей. А ведь так считать — это эстетически и художественно грабить самого себя. Особенно отчетливо это становится понятно на фестивалях театров кукол.
Немного о незнайках
Только не смейтесь. В Петрозаводске живут люди (и их оказывается много), которые не знают, что у нас есть Театр кукол. У них есть дети, они работают в приличных местах, но про театр ничего не слышали. Их жизненный цикл, как я понимаю (дом-работа-магазин-школа-садик-дом-телевизор), ограничен рамками одного района. Или не ограничен. Но они все равно отчего-то не замечают театр. Ну, не обращают внимания на это серое здание со стеклянной дверью и странными железяками на фасаде — и все. Когда я столкнулась с этим, то была обескуражена. Просто даже в ступор впала. Понимаете, можно родиться в малюсеньком селе или городишке, где, кроме прекрасной дикой природы, ничего нет, и страстно при этом любить книги, музыку, живопись, недоступный театр… Можно собирать о них какую-то информацию — буквально по крохам. Что-то скачивать в интернете, ловить телеэфиры, мчаться в отпусках в галереи-музеи… Таких людей мучает то, что Мандельштам назвал тоской по мировой культуре.
А можно вот так:
— А что…э-э-э… у нас такой театр есть?
Нет, я не жалуюсь на отсутствие публики — наш театр в городе, в общем, любят. Но до онемения до сих пор удивляюсь таким открытиям.
Для незнаек наш администратор придумал гениальный баннер, который мы разместили на тумбе у театра. На нем написано толстыми зелеными буквами: ТЕАТР КУКОЛ. И жирная стрелка указывает на нашу дверь. Кто-то, благодаря этой нехитрой акции, даже прозрел…
Единомышленники
Открытие фестиваля
К чему это я? На VI Международном фестивале театров кукол «Петрушка Великий» в Екатеринбурге, куда наш театр кукол повез прогремевшую в прошлом году «Грозу», на всех 18 спектаклях люди сидели, лежали, стояли и даже где-то почти висели на люстрах. Конечно, часть публики — это сами участники фестиваля, но основная все же — екатеринбуржцы. На детские спектакли они пришли с детьми, на представления для взрослых — парами. Билетов — не купить! Старушки в шарфиках, студенты, высоколобые мужчины, хипстеры, стильные дамы с дорогими сумочками…
Сцены из спектакля «Маленькие трагедии» Екатеринбургского театра кукол
Среди этой публики я испытала приступ огромного воодушевления. Ей, слава Богу, не надо объяснять, что театр кукол — это не только три поросенка и семеро козлят на веселенькой ширме. Что он не только для детей. Что это полноценное искусство. Что это…
— …Театр кукол — это тчудество!
Так сказал председатель жюри фестиваля, профессор варшавской театральной академии Марек Вашкель. По-русски он говорит прекрасно, но иногда забавные окказионализмы проскакивают в его не лишенной очарования неровной речи.
Тчудество, вот что это такое! Чудо то есть.
Сцены из спектакля «Каштанка» Воронежского театра кукол «ШУТ»
Вопли очарованной
На третий день фестиваля, сидя в ночи за компьютером, я опубликовала на стене «ВКонтакте» следующий вопль:
— Друзья мои! Я должна это написать. Или меня разорвет. Сегодня я посмотрела пять спектаклей. Один был любопытный, три — просто прекрасных сверх всякой меры, а один… Еще один спектакль оказался инъекцией счастья, веществом чистой радости. Его смотрели вместе со мной в камерном зале екатеринбургского театра кукол только участники фестиваля (для публики был отдельный показ) — режиссеры, актеры, студенты. То есть — продвинутая, видавшая виды публика со всего мира. Но, когда спектакль закончился и все разом поднялись, аплодируя, я обнаружила рядом с собой несколько человек, которые просто кричали — а-а-а-а… Восторг разрывал их легкие, они даже не могли выкрикнуть — браво! бис! Это было бы слишком. Итак, друзья. Если даже вы не любите театр вообще, а театр кукол — в частности, если вы равнодушны к Пушкину в целом, а от «Пиковой дамы» вас просто воротит, если вы слышать не можете музыку Петра Чайковского, если культура и искусство вас абсолютно не трогают — ВСЕ РАВНО! Все равно, если вы увидите где-то, случайно, неожиданно на афише: А. Пушкин, П. Чайковский «Пиковая дама», в постановке режиссера из Гродненского областного театра кукол Олега Жюгжды — КУПИТЕ БИЛЕТ!!! Заклинаю всем прекрасным, что случалось в вашей и моей жизнях. Как только спектакль закончится, вы закричите. Потому что вам в ту же секунду захочется увидеть его еще и еще раз. Это какое-то необъяснимое чудо. Улыбка не сходила с моего лица полтора часа, что шел спектакль. У меня заболели все лицевые мышцы. Радость, радость, изумительный пульс жизни, ее тайна — все в нем есть, в этом спектакле. Я хотела бы написать, что это лучшее, что я видела за последние пять, десять, пятнадцать лет, но усилием воли заставляю себя унять эмоции и признать, что спектакль еще живет во мне и продолжает наркотическую работу по созданию внутренней эйфории…
Сцены из спектакля «Пиковая дама» Гродненского областного театра кукол
Поводы для воплей
Вопли — самые искренние — я могла бы публиковать ежедневно, много раз и по другим поводам. Например, причины вопить были такие:
— Танцующий военный(!) духовой оркестр на открытии фестиваля.
— Пушкин. Он по-прежнему наше все: три лучших спектакля фестиваля обеспечил литературным материалом Александр Сергеевич
— «Колобок». Сказку про него можно поставить так, что захочется, чтоб его уже, наглеца, съели, наконец… И еще там отличная печка-валеночек!
— «Старик и море»! Это, в общем-то, — о сильно пьющих бомжах, которые разговаривают с рыбами. А рыбы — с ними. Французы со стариной Хэмом так не носятся, как наши шестидесятники.
— Из казахских национальных костюмов получается отличная этническая ширма. Мечта кукольника-аутентиста.
— Если у вас есть зеркало, проектор с экраном, немного краски и ведро воды, то вы, в принципе, смело можете ехать на международный фестиваль театров кукол со спектаклем.
— Любовь наша Бирюкова делает с публикой, что хочет.
— Когда в «Каштанке» гусь Иван Иванович умирает, плачут только на самых талантливых кукольных спектаклях. Я плакала. И рядом со мной девочка — тоже.
— В театре кукол люди не стареют.
И так далее.
Сцены из спектакля «Гроза» Театра кукол РК
Но главный общий вопль таков: берегите же, елки-палки, своих артистов, художников, музыкантов, писателей, если они есть в вашем городе! Интересуйтесь ими! Любите их! Восхищайтесь ими! Они, а не телевизор, привносят в нашу жизнь тчудество…