Культура

Тчудество

Сцена из спектакля «Пиковая дама» Гродненского областного театра кукол

Театр кукол как вид искусства появился почти тогда же, когда возникли египетские пирамиды. Но самое страшное,  что с ним за это время произошло именно в нашей стране, случилось лет 50-60 назад.

Так исторически сложилось, что театр кукол почти полностью оказался  отданным на откуп детской аудитории.  В сознании большинства  живет убеждение: в театре  кукол творят только для детей. А ведь так считать — это эстетически и художественно грабить самого себя. Особенно отчетливо это становится понятно на фестивалях театров кукол.

Немного о незнайках

Только не смейтесь. В Петрозаводске живут люди (и их оказывается  много), которые  не знают, что у нас есть Театр кукол. У них  есть дети, они работают в приличных местах, но про театр ничего не слышали. Их жизненный цикл, как я понимаю (дом-работа-магазин-школа-садик-дом-телевизор), ограничен рамками одного района. Или не ограничен. Но они все равно отчего-то не замечают театр. Ну, не обращают внимания на это серое здание со стеклянной  дверью и странными железяками на фасаде — и все.  Когда я столкнулась с этим, то была обескуражена. Просто  даже в ступор впала. Понимаете, можно родиться в малюсеньком селе или городишке, где, кроме прекрасной дикой природы, ничего нет, и страстно при этом любить книги, музыку, живопись, недоступный театр…  Можно собирать о них какую-то информацию — буквально по крохам. Что-то скачивать в интернете, ловить телеэфиры,  мчаться в отпусках в галереи-музеи…  Таких людей  мучает то, что Мандельштам назвал  тоской по мировой культуре.

А можно вот так:

— А что…э-э-э… у нас такой театр есть?

Нет, я не жалуюсь на отсутствие публики — наш театр в городе, в общем, любят. Но до онемения до сих пор удивляюсь таким открытиям.  

Для незнаек наш администратор придумал гениальный баннер, который мы разместили на тумбе у театра. На нем написано толстыми зелеными буквами: ТЕАТР КУКОЛ. И жирная стрелка указывает на нашу дверь. Кто-то, благодаря этой нехитрой акции, даже  прозрел…

Единомышленники

Открытие фестиваля

К чему это я? На  VI Международном фестивале театров кукол «Петрушка Великий» в  Екатеринбурге, куда наш театр кукол повез прогремевшую в прошлом году «Грозу», на всех 18 спектаклях люди сидели, лежали, стояли и даже где-то почти висели на люстрах. Конечно, часть публики — это сами участники фестиваля, но основная все же — екатеринбуржцы. На детские спектакли  они пришли с детьми, на представления для взрослых — парами. Билетов — не купить! Старушки в шарфиках, студенты, высоколобые мужчины, хипстеры, стильные дамы с дорогими сумочками…

Сцены из спектакля «Маленькие трагедии» Екатеринбургского театра кукол

Среди этой публики я испытала приступ огромного воодушевления. Ей, слава Богу,  не надо объяснять, что театр кукол — это не только три поросенка и  семеро козлят на веселенькой ширме. Что он не только для детей. Что это полноценное искусство. Что это…

— …Театр кукол — это тчудество!

Так  сказал председатель  жюри фестиваля, профессор варшавской театральной академии Марек Вашкель. По-русски он говорит прекрасно, но иногда забавные окказионализмы проскакивают в его не лишенной очарования неровной речи.

Тчудество, вот что это такое! Чудо то есть.

Сцены из спектакля «Каштанка» Воронежского театра кукол «ШУТ»

 

Вопли очарованной

На третий день фестиваля, сидя в ночи за компьютером,  я опубликовала  на стене «ВКонтакте» следующий вопль:

—   Друзья мои! Я должна это написать. Или меня разорвет. Сегодня я посмотрела пять спектаклей. Один был любопытный, три — просто прекрасных сверх всякой меры, а один… Еще один спектакль оказался инъекцией счастья, веществом чистой радости. Его смотрели вместе со мной в камерном зале екатеринбургского театра кукол только участники фестиваля (для публики был отдельный показ)  — режиссеры, актеры, студенты. То есть — продвинутая, видавшая виды публика со всего мира. Но, когда спектакль закончился  и  все разом поднялись, аплодируя, я обнаружила рядом с собой несколько человек, которые просто кричали — а-а-а-а…  Восторг разрывал их легкие, они даже не могли выкрикнуть — браво! бис! Это было бы слишком. Итак, друзья. Если даже вы не любите театр вообще, а театр кукол — в частности, если вы равнодушны к Пушкину в целом, а от «Пиковой дамы»  вас просто воротит, если вы слышать не можете музыку Петра Чайковского, если культура и искусство вас абсолютно не трогают — ВСЕ РАВНО! Все равно, если вы увидите где-то, случайно, неожиданно на афише: А. Пушкин, П. Чайковский  «Пиковая дама», в постановке режиссера из Гродненского областного театра кукол Олега Жюгжды — КУПИТЕ БИЛЕТ!!! Заклинаю всем прекрасным, что случалось в вашей и моей жизнях. Как только спектакль закончится, вы закричите. Потому что вам в ту же секунду захочется увидеть его еще и еще раз. Это какое-то необъяснимое чудо. Улыбка не сходила с моего лица полтора часа, что шел спектакль. У меня заболели все лицевые мышцы. Радость, радость, изумительный пульс жизни, ее тайна — все в нем есть, в этом спектакле. Я хотела бы написать, что это лучшее, что я видела за последние пять, десять, пятнадцать лет, но усилием воли заставляю себя унять эмоции и признать, что спектакль еще живет во мне и продолжает наркотическую работу по созданию внутренней эйфории…

 

Сцены из спектакля «Пиковая дама» Гродненского областного театра кукол

 

Поводы для воплей

Вопли — самые искренние — я могла бы публиковать ежедневно, много раз и по другим поводам. Например, причины вопить были такие:

— Танцующий военный(!) духовой оркестр  на открытии фестиваля.

— Пушкин. Он по-прежнему наше все: три лучших спектакля фестиваля обеспечил литературным материалом  Александр Сергеевич

— «Колобок». Сказку про него можно поставить так, что захочется, чтоб его уже, наглеца, съели, наконец… И еще там отличная печка-валеночек!

— «Старик и море»! Это, в общем-то, — о сильно пьющих бомжах, которые разговаривают с рыбами. А рыбы — с ними. Французы со стариной Хэмом так не носятся, как наши шестидесятники.

— Из казахских национальных костюмов получается отличная этническая ширма. Мечта кукольника-аутентиста.

— Если у вас есть зеркало, проектор с экраном, немного краски и ведро воды, то вы, в принципе, смело можете ехать на международный  фестиваль театров кукол со спектаклем.

—  Любовь наша Бирюкова делает с публикой, что хочет.

— Когда в «Каштанке» гусь Иван Иванович умирает, плачут только на самых талантливых кукольных спектаклях. Я плакала. И рядом со мной девочка — тоже.

— В театре кукол люди не стареют.

И так далее.

Сцены из спектакля «Гроза» Театра кукол РК

Но главный общий вопль таков: берегите же, елки-палки, своих артистов, художников, музыкантов, писателей, если они есть в вашем городе!  Интересуйтесь ими! Любите их! Восхищайтесь ими! Они, а не телевизор, привносят в нашу жизнь тчудество… 

 

  • Стен

    По фотографиям судя куклы театрам кукол не очень-то и нужны

  • Карина

    Вот так да! «театр кукол — это не только три поросенка и семеро козлят на веселенькой ширме». Разве в ПТЗ это надо кому-то доказывать? В наш театр кукол первым делом веду гостей. «Гроза», конечно, смелый эксперимент, в чем-то мне не понятный, но ведь эксперимент, а не затхлое зрелище с хрестоматийной трактовкой! Год прошел, а помню спектакль до мелочей.

  • Людмила Подольская

    Как бы этого Жюгжду посмотреть… Может, на следующую «Ламбушку» персональное приглашение отправить?