Интернет-журнал «Лицей»

Это чудо великое – дети

юные дарования

В третий раз преподаватель Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории Мария Юрьевна Журавлева привозит в Петрозаводск для участия в фестивале «Белые ночи Карелии» группу одаренных детей.

Настоящий педагогический дар – явление не столь частое, как нам хотелось бы, Мария Юрьевна обладает им в высшей степени. За тридцать пять лет работы она воспитала плеяду талантливых виолончелистов, участников и победителей различного уровня конкурсов, имеет многочисленные знаки признания ее вклада в развитие культуры и воспитания подрастающего поколения. В 2013 году удостоилась звания «Лучший педагог года». Но ее высшей наградой, без сомнения, стал родной сын Сергей Антонов – золотой лауреат XIII конкурса имени П.И. Чайковского. Для большинства педагогов обучение собственных детей является неразрешимой проблемой, и они предпочитают отдавать ребенка коллеге. В этом отношении опыт Марии Юрьевны можно считать уникальным.

Входящие в группу дети, которых берет под свою опеку Мария Юрьевна для участия в фестивале, разнятся от года к году, но два мальчика – виолончелист Данила Владыко и пианист Павел Мнацаканов – составляют стабильную основу. Это дает нам возможность наблюдать за детьми по мере их творческого совершенствования, как мы многие годы с удовольствием многократно встречали Сергея Антонова, удивлялись его преображениям и радовались его успехам.

Данила и Павел ровесники, но какие же они разные! Данила видится внешне спокойным, даже меланхоличным, он  нетороплив во внешних проявлениях, но музыка, которая рождается от прикосновения его смычка к струнам, с первых же звуков берет вас в плен своей лирической наполненностью, красотой и глубиной звучания, что продемонстрировало прежде всего исполнение пьес Чайковского – «Пеццо-Каприччиозо» и «Ноктюрна». Вряд ли кого-то оставляет равнодушным его виолончель.

Но не только лирикой покорил Данила: безупречно в техническом плане прозвучал эффектный и весьма виртуозный «Танец эльфов» П. Поппера. А фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь» — «Песни и пляски половецких девушек», в которых восточная нега соединяется с необузданным темпераментом, показал, что внутри он скрывает такой эмоциональный вулкан, который пока пребывает в относительно дремлющем состоянии, но наступит момент, и он рванет с небывалой силой. Всему свое время…

Павел Мнацаканов с первого знакомства поразил своим недетским пониманием исполняемых произведений при внешней удивительной открытости и на редкость обаятельной улыбке. Павел решительно выходит на сцену, привычно раскланивается и садится за инструмент. Кажется, он совсем не волнуется, хотя представить себе это трудно, таких бесстрашных музыкантов, как Денис Мацуев в музыкальной практике очень немного. При том, что в задачу педагога входит и воспитание качества владения собой на сцене, это все-таки прежде всего природный дар. Но…как знать: в школе Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена Павел учится в классе педагога В. В. Пясецкого, который в свое время занимался и с Мацуевым.

На сцене юный пианист выглядит хозяином положения – полностью сосредоточен, погружен в исполнительский процесс. Его трактовки даже широко известных сочинений классиков очень самостоятельны, удивляют и в то же время безоговорочно покоряют. Павел исполнил не только заявленные в программе произведения Бетховена, Шопена и Мендельсона, но благодаря настойчивым аплодисментам отблагодарил зал лихой «Фантазией на главную тему “Лебединого озера” Чайковского» Александра Розенблата.

В пятнадцать лет Павел уже опытный исполнитель, обладатель престижных наград в нашей стране и за рубежом, в том числе конкурса «Щелкунчик», освоил многие концертные залы Москвы, начиная с Большого и Малого Московской консерватории, Международного Дома Музыки и других. Но кроме музыки он очень серьезно занимается языками в англо-американской школе и еще в прошлом году размышлял о выборе пути. Теперь же, как признался сам, в данный момент музыка победила. Конечно, окончательные прогнозы делать рано, но по всем признакам Павел Мнацаканов – явление абсолютно незаурядное, от него можно ожидать самых больших достижений, чего мы ему от всей души желаем.

Третье чудо в нынешней группе – скрипачка Далила Азимова, родившаяся в Узбекистане (Ташкент), выросшая в Москве. В данный момент она – ученица ЦМШ при Московской консерватории, 8 мая ей исполнилось 14 лет. Как и мальчики, она, несомненно, отмечена печатью таланта. Список ее достижений пока не столь впечатляющ, но ее игра покоряет многими привлекательными качествами и, стало быть, награды впереди. Пока в ее игре чувствуется преобладание лирического начала, это и понятно. Свободная интонационная гибкость, кристальная чистота флажолет соседствуют с густыми красками нижних регистров. Хрупкость «Прекрасного вечера» К. Дебюсси, обилие выразительных виртуозных сложностей в «Фантазии на темы оперы Ш. Гуно “Фауст”» Г. Венявского – все это настолько убедительно раскрыло творческий потенциал входящей в большую музыку девочки, что сомневаться в правильности избранного ею пути не приходится.

Превосходным партнером и помощницей виолончелиста и скрипачки стала концертмейстер Надежда Болотова. И не просто помощницей, ее участие внесло в исполнение ту долю подлинного артистизма, которым детям еще предстоит овладеть.

Расстаемся с группой в надежде на встречи в будущем.

 

Exit mobile version