Фестиваль «Белые ночи Карелии» представил молодых виртуозов – скрипача Ивана Почекина, которого называют русским Паганини, и пианиста Дмитрия Майбороду.
Музыкальная жизнь Петрозаводска в последние годы стала заметно богаче и разнообразнее. Это радует. Радует и то, что природа не устает предъявлять нам новые яркие таланты, на которые всегда была щедра российская земля.
13 декабря в концертном зале Музыкального колледжа имени К. Раутио любители музыки имели возможность познакомиться с двумя молодыми исполнителями: скрипачом Иваном Почекиным и пианистом Дмитрием Майбородой. Оба несмотря на возраст уже весьма имениты, особенно скрипач, прошли через конкурсные испытания, завоевали признание слушателей на родине и за рубежом. Сейчас этим никого не удивишь, подобное стало делом обычным и почти нормой в восхождении по ступеням мастерства.
Музыканты представили слушателям большую и разнообразную программу, включавшую как концертные шлягеры – «Кампанеллу» Паганини, «Вальс-скерцо» Чайковского, «Интродукцию и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса, так и далеко не самые часто исполняемые произведения – две сонаты Брамса и «Поэму» Шоссона. Не все в исполнении оказалось равноценным и, пожалуй, больше всего претензий вызвала Соната № 1 Иоганнеса Брамса.
Известно, что музыка этого композитора сложна не столько технически, сколько содержательно, об этом в одном из интервью говорит и сам скрипач. До серьезных сочинений Брамса музыкант должен дорасти, чтобы постигнуть всю глубину творений. Возможно, издержки были связаны с тем, что она открывала концерт и сказалось естественное начальное волнение, но, думается, дело и в другом: между скрипачом и пианистом не было полноценного ансамбля, они не составляли в исполнительском процессе единого целого, из-за чего создалось впечатление, что, двигаясь в одном направлении, они говорили о разном. К этому можно добавить еще одну деталь: существенную разницу в возрасте – Майборода на шесть лет моложе своего партнера, стало быть ему справиться с Брамсом еще сложнее. Остается открытым и вопрос о продолжительности их совместного музицирования. Дмитрий несомненно обладает своей исполнительской харизмой, феноменальным пианистическим аппаратом, он продемонстрировал его во всех других произведениях. Значит, нужно просто время.
К счастью, последующее исполнение программы в основном было иным во всех отношениях. Блестящей виртуозностью, которую продемонстрировали оба музыканта, сейчас удивить невозможно, однако, радовало то, что виртуозность не стала только внешним атрибутом исполнения, но оправданным средством концертной подачи произведений, которые в замыслах авторов рассчитаны на безусловный эффект. И Паганини, и Чайковский, и Сен-Санс закономерно вызвали бурную восторженную реакцию аудитории. Совсем по-другому, по сравнению с первой, прозвучала и Соната Брамса № 3. Правда, в ней иным предстает и сам композитор. Образный мир этой сонаты более ярок, индивидуален и богат, а потому она и исполняется скрипачами гораздо чаще, отсюда и её не сравнимая с первой известность и любовь слушателей.
Каждый из музыкантов обладает индивидуальной исполнительской манерой. У Майбороды она более строга. Почекин же отличается большей артистичностью, и не только внешней, выражающейся в постановке и движениях корпуса, свойственной многим скрипачам, но и в той чрезвычайно гибкой динамической палитре и как бы особом внимании исполнителя ко всем тонкостям, которые вызывают особый восторг слушателей. Отрадно, что он делает это со всей корректностью понимания стиля и старается не переходить грань вкуса. В этом сказывается и его чрезвычайная врожденная музыкальность, и отличная школа.
Сегодня Ивана Почекина называют одним из самых талантливых молодых скрипачей. Он вырос в музыкальной семье: его мать педагог по классу скрипки, она и закладывала профессиональный фундамент сына. Отец – известный скрипичный мастер. Иван играет на инструментах разных мастеров, в нашем концерте звучала скрипка, сделанная отцом, и скрипка очень хорошего качества. Иван признается, что игра на инструменте, созданном родным человеком, доставляет ему особую радость.
Молодой виртуоз за феноменальную технику, исполнение произведений Никколо Паганини, все произведения которого в интерпретации Почекина записала фирма Noxos, иногда называют «русским Паганини». Скрипач понимает, что называть могут как угодно, но он не считает себя Паганини, просто часто исполняет его творения, а выступать больше всего любит в России, сотрудничая со множеством оркестров и дирижеров. Значит, мы имеем шанс услышать молодых музыкантов и в этом качестве. А пока – успехов на их сложном, но таком прекрасном пути.