Интернет-журнал «Лицей»

«Меня оправдывает фуга Баха…»

Фото Петрозаводской государственной консерватории
Константин Волостнов в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории

Органистов такого масштаба как Константин Волостнов мы слышим нечасто.

26 декабря в Большом зале Петрозаводской государственной  консерватории прошел сольный концерт «Бах и русская органная музыка» лауреата международных конкурсов Константина Волостнова (Москва). Премьера программы состоялась ранее в малом зале Московской государственной консерватории.

 

Творческая биография органиста насыщенна и разнообразна. В 2000 году начались его  конкурсные выступления, в которых он неоднократно получал первые премии и призы за лучшее исполнение. В 2004 году Константин Волостнов окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были доцент Ю. В. Мартынов (по классу фортепиано и клавесина), профессор А. А. Паршин (орган), а в 2007 году – аспирантуру под руководством профессора Н. Н. Гуреевой и в этом же году – Высшую школу музыки в Штутгарте.

Первое отделение концерта, полностью посвященное музыке И. С. Баха, восхитило глубиной своего содержания и мастерским исполнением музыки великого композитора. Как известно, органная музыка занимает особое место в творческом наследии Баха. По словам К. Волостнова, без музыки Баха органное искусство не достигло бы такого величия и значимости.

Волостнов пояснил, что программа концерта приурочена к Рождественским праздникам. Так первым номером прозвучала Токката и Фуга Фа мажор, в которых заложена рождественская тематика. Далее прозвучали Три хорала «Грядет язычников Спаситель», а в завершение первого отделения была исполнена Токката, Adagio и Фуга До мажор. Смысл содержания каждой части артист пояснил так: Токката – это смятение грешного мира, Adagio – тихие муки распятия и Фуга – ликование над воскресением.

Второе отделение было посвящено русской органной музыке. Органная музыка в России была большой редкостью. Основателем Московской органной школы стал А. Гедике. Отделение началось с его Прелюдии и фуги Ми-бемоль мажор. Музыка Гедике отмечается серьезностью и монументальностью, ясностью форм и мастерским владением полифоническим письмом, и органисту удалось воплотить это в своем исполнении. Концерт продолжили Хоральные вариации С. Танеева, которые поразили своей мощностью и драматизмом. В контраст вариациям прозвучал Прелюд-пастораль С. Ляпунова, который, по мнению исполнителя, как и Токката и фуга Баха, несет в себе рождественскую тематику. В завершение концерта мы услышали Пассакалию и фугу Фа-диез минор Х. Кушнарева – музыку, буквально пропитанную духом революции, которую пережил композитор.

Легкое и доверительное общение артиста с публикой, его мастерство были по достоинству оценены петрозаводской публикой. На бис артист исполнил известную Фугу Ре мажор И. С. Баха. Зал с восхищением принял великолепное исполнение Волостнова, ведь мы нечасто слышим мастеров-органистов такого масштаба.

 

Зинаида Миркина

 

Меня оправдывает фуга Баха.

Не знаю как, но в час, когда она

Звучит, с души снимается вина.

Мне больше не до боли, не до страха,

Как только начинается токката

Или тишайший медленный клавир,

То больше нет ни «» впредь»  и ни «» когда-то» —

Сейчас, в сей миг творится Богом мир.

Какая мощь и тишина в органе!

И, Господи, какая правота!

И я причастна к акту созиданья,

И я сейчас с моим Творцом слита.

Едва-едва раскат коснется слуха,

Едва за звуком грянет новый звук, —

Душа моя промыта Божьим Духом

И вновь выходит из творящих рук.

И что такое грех тысячелетний?

Сейчас и здесь все заново верша,

Господь за все и всех один ответит.

Он всемогущ. И вместе с Ним — Душа.

19.05.2001

 

 

Exit mobile version